Стальной шлем солдата.Каким он должен быть?
Казалось бы, законы баллистики и бронезащиты уже давно известны ученым и конструкторам. "Формулу" каски можно, как говорится, получить с кончика пера. И все же сравните каски военнослужащих армий разных стран. Как непохожи они. В чем же здесь дело?Оказывается, в неодинаковом понимании характера огневой угрозы, в разной оценке человеческого фактора, т. е. соображений удобства в противовес требованиям безопасности.
Маршал Буденный "не на коне"
1939 год. Идет утверждение новых образцов вооружения.
И. В. Сталину показали манекен, на голове у которого новая каска со звездой. Обратившись к собравшимся, "вождь всех народов" спросил:
— Какие будут мнения?
И тогда подошел маршал Буденный. Одной рукой подкрутив лихие кавалерийские усы, другой — стремительно выхватив саблю из ножен, ударил что есть силы по голове манекена.
О мощи удара С. М. Буденного ходили легенды. Его именная златоустовская шашка рубила железо, словно поленья, даже сталь поддавалась ей. Но тут раздался лязг, пронзительный визг металла. Клинок скользнул по каске, отсек манекену плечо вместе с рукой.
— Каска крепка, но так дело не пойдет, — сказал опытный воин. — Шрапнель и осколки, падая сверху, будут соскальзывать на тело.
Чтобы избежать этого, Буденный предложил края каски несколько отогнуть наружу. Решено было также не рисовать звезду: она демаскирует солдата, облегчая работу вражескому снайперу.
Правительственная комиссия, проводившая испытания советской и гитлеровской касок на Щуровском полигоне под Москвой, пришла к выводу: отечественная надежней.
Вскоре потребовалась каска, которую можно было бы носить на шапке-ушанке, с более удобным подтулейным устройством. Тогда и был разработан знаменитый шлем СШ-40.
Все зависит от Роквелла
А как же создается современная каска?
Лист тонкой, как картон, брони разрезают на заготовки. Затем мощный пресс выдавливает некое подобие дамской шляпки, которую опускают в масло, и уже под воздействием другого пресса она становилась похожей на сомбреро. В печи отжига смягчали норовистый характер брони. Далее калибровка, обгрунтовка (вырез козырька и края тыльной части), прокол отверстий для подтульного устройства и подбородочного ремня, закалка, очистка паром и водой, печь отпуска… Десятки операций. От участка к участку движется головной убор солдата и генерала.
И вот каска готова. Правда, пока еще черная, покрытая окалиной. Зато как она заблестела, побывав в пескоструйном аппарате.
Стоп. Замер твердости по "по Роквеллу". Алмазная игла прибора прижимает участок брони к упору, оставляя едва заметное пятнышко. Твердость — в норме.
Каска уже не серебристая, а светло-коричневая. Следующая операция — покраска; и вот она уже зеленая. После того, как каска обсохнет на воздухе, наносят второй слой краски с последующей сушкой в печи. И, наконец, готовые изделия, "облаченные" в промасленную бумагу, плотно укладывают в деревянный ящик. Гарантированный срок службы — десять лет, при постоянной эксплуатации — два года.
Пуля-дура
Впрочем, некоторым шлемам пришлось "задержаться". В заводском тире контрольные экземпляры безжалостно расстреливали: попадание фиксировал электронный хронограф.
Пуля, попадая с километрового расстояния, оставляла слабую вмятину. А ведь начальная скорость пули очень велика — до 865 м/с.
Итак, пули и осколки, летящие под малым углом с близких расстояний; пули и осколки, ударяющие под большим углом, но на излете; посланные взрывной волной разлетающиеся мелкие предметы — вот от чего может уберечь каска. А еще она защищает от светового излучения и, в известной мере, от проникающей радиации при ядерном взрыве.
Много чудес, больших и малых хитростей в этом, на первый взгляд несложном "боевом" изделии. Казалось бы и марка стали, из которой его изготавливают, известна, и состав легко узнать, но все же наша каска — лучшая.
Если может — спасет
Под бомбежкой и артобстрелом уповаешь только на Бога да еще на стальной шлем, который, если может — спасет.