Главная / 2013 / Оружие и охота №1

К вопросу об истории стрелкового оружия

Страницы истории

Продолжение.
Начало см. журнал «Оружие и Охота», №12, 2012 г.

К вопросу об истории стрелкового оружия

C принятием на вооружение русской армии ударных винтовок обр. 1856 г. на первых порах удовлетворительно решалась проблема дальнобойности и меткости стрелкового оружия, однако проблема увеличения скорострельности оставалась нерешенной: из ударных гладкоствольных ружей и винтовок обр. 1856 г. можно было сделать всего 1-2 прицельных выстрела в минуту.

Главная причина недостаточной скорострельности состояла в трудности и неудобствах заряжания оружия с дула.

В особенности заряжание осложнялось в боевой обстановке, когда солдату приходилось становиться на колено или укрываться от огня противника за каким-либо предметом.

В этом случае, чтобы не быть обнаруженным противником и пораженным его огнем, солдат был вынужден при заряжании держать оружие не в вертикальном, а в наклонном положении. От этого засыпавшийся в ствол через дульную часть пороховой заряд частично терялся, частично прилипал к стенкам ствола, в связи с чем изменялся бой оружия.

Резкое увеличение скорострельности нарезного оружия стало возможным в связи с введением в 60-х годах XIX в. унитарных патронов и заряжания с казенной части, что привело к значительному сокращению приемов перезаряжания оружия, а значит, и необходимого для этого времени.

Скорострельность винтовок под унитарный бумажный патрон повысилась до 6-7 прицельных выстрелов в минуту, а винтовок под металлический патрон — до 8-9 выстрелов в минуту. По этой причине казнозарядное оружие в отличие от оружия, заряжаемого с дула, стали называть скорострельным.

Заряжание с казенной части позволило выполнять все приемы по перезаряжанию оружия как стоя, так и лежа.

При заряжании с казенной части улучшались условия врезания пули в нарезы, а следовательно, и меткость стрельбы; отпали неизбежные повреждения ствола шомполом; улучшились условия осмотра и чистки оружия; представилась возможность применить пули более прочные и более простые в производстве.

Принцип заряжания с казенной части был известен еще на заре развития огнестрельного оружия. Конструктивное оформление этот принцип получил в каморном заряжании оружия (рис. 40). Он состоял в том, что сначала в канал ствола с казенной части вводился снаряд, затем в окно, сделанное в железной коробке, соединявшей ложу со стволом, вкладывалась камора с пороховым зарядом, которая сзади подпиралась клином или засовом. В более поздних образцах каморных казнозарядных систем пули или снаряд при заряжании также вкладывались в камору.

В России каморные системы казнозарядного оружия были известны и применялись с давних времен. Некоторые из образцов такого оружия сохранились до наших дней; наиболее древние из них относятся к XV в.

Каморным системам казнозарядного оружия свойственны были существенные недостатки. Для этих систем требовалось весьма точное изготовление деталей узла запирания; но даже при очень тщательном их выполнении не исключался прорыв пороховых газов в сторону стрелка, что делало стрельбу из каморного казнозарядного оружия небезопасной. По этой причине оно не получило широкого применения в военном оружии, хотя попытки использовать его делались до начала XIX в.