Главная / 2013 / Оружие и охота №10

Герда

Охота

Рассказать об английском кокер спаниеле Герде меня подтолкнула небольшая зарисовка Дебрина И. И. «История одной лайки» из сборника очерков «На кабаньих тропах», напечатанного в №7 альманаха «Охотничьи просторы» за 1957 год.
Кто-то подумает: «Можно ли сравнивать лаек и спаниелей?».
Конечно, нет, это абсолютно разные породы охотничьих собак, которые вывели для разных целей. Я и не собираюсь этого делать, и разговор пойдет даже не о сравнении их рабочих качеств.
Однако в судьбах обоих собак есть кое-что общее. Обе они, невзирая на очень похожий приобретенный физический недостаток, смогли остаться, как принято говорить, в строю и, преодолевая все трудности, связанные с их увечьем, прожить полноценную жизнь охотничьей собаки, помогая своим хозяевам добывать трофеи.

Герда

Вочерке Дебрина были такие строки: «В конце лета 1945 года знакомый Дудкиных подобрал маленького щенка и принес его за пазухой в лесную сторожку семьи Дудкиных. Он подарил Мише совсем малюсенького кутенка, присвоив ему самую незавидную кличку Шарик. Тогда щенку было не больше месяца. Он был крайне мал, от природы — куцый, черный, как уголь, и с острыми, как у лисицы, ушами.

Двухмесячный Шарик едва не погиб. Он попал под колесо автомашины и остался на всю жизнь без правой передней ноги...

Однажды, когда хромоногому Шарику было около года, мать и сестра Дудкины взяли его, вместе с другими взрослыми дворовыми собаками в лес. В зарослях малинника и крапивы женщины встревожили стадо кабанов. Две большие дворняжки, почуяв кабанов, удрали домой. Перепуганные женщины тоже оставили сбор малины. А маленький трехногий Шарик перешел в наступление на крупных и не знакомых ему зверей. Он злобно лаял на кабанов и вскоре принудил их покинуть заросли малинника. С того дня Шарик все смелее вел себя при встрече с кабанами, проявляя при этом незаурядное чутье и злобность. Он безошибочно прихватывал запах кабанов за 200-300 метров и всегда бросался на них с громким лаем, чтобы остановить.

Малый рост и тихий ход Шарика были преимуществом этой необыкновенной собаки — взрослые кабаны ее не боялись и почти всегда переходили к обороне. Шарик же благодаря своей изворотливости и сметке никогда не попадался под клыки разъяренного секача. Юный охотник Михаил Дудкин, обладая такой хорошо обученной в лесу собачкой, имел через год исключительный успех в охоте на кабанов. В 1948 году с помощью Шарика он один добыл 6 крупных кабанов. А за 1949 год было взято только за один осенне-зимний сезон 54 кабана».

Не удивляйтесь количеству взятой за сезон дичи с помощью Шарика; в те времена было другое охотничье законодательство. Тем более, что описанные события происходили в Калининградской области России, бывшей Восточной Пруссии, которая всего-то пару лет назад перешла в другие руки, а немцы, понимающие толк в охоте, умели продуктивно вести охотничье хозяйство. Но главным для меня в очерке Дебрина является то, что собака инвалид, потерявшая переднюю ногу, благодаря генам, заложенным в породе, смогла так исключительно хорошо работать по опасному и умному животному — кабану.

А теперь о Герде.

Последнее время кокер спаниелей, как английских, так и американских, у нас держат в качестве декоративных собак. Такими и были родители Герды — английские кокер спаниели Рем и Грета. Отцом матери Герды — Греты, был Астерикс, вывезенный из Германии. Олег и Светлана Давыдовы из одного очередного помета Греты и Рема в 1993 году выбрали себе сучку. Олег серьезно увлекается охотой, что и предопределило в дальнейшем судьбу собаки.