В редакцию журнала «Оружие и Охота» пришло письмо от читателя, в котором он обращается с просьбой помочь определить, что представляет собой ружье французского производства, которым владеет: «Допоможіть визначити марку рушниці. По клеймах — францужанка. Випробування пройшла в Сент Етьєні. Подібна на рушниці фірми Верней-Каррон, але напевно клон. Клеймо «Acier Comprime» означає, що стволи виготовлені з пресованої сталі, яка використовувалась для рушниць середнього класу. «Acier Superieur» дослівно в перекладі означає «сталь вища». «Choke regtifie» дослівно — виправлені чоки. «Ganon Fanget» може бути ім'я майстра стволів, або — майстра рушниці. Не зрозумів надпис на нижній частині ствольної колодки — «Gardeux Ars». З французької мови вираз не переводиться. Зазвичай тут ставили ім'я виробника зброї. Можливо це так і є. «Ars» — можна перевести з англійської, як мистецтво. «Mirecourt» — містечко у Франції, напевно там виготовили рушницю. Ще є клейма в овалі, між стволами — «F8Cie», та на лівому стволі (в овалі перед номером). Останнє погано читається, та при великому збільшенні можна визначити букви «R M». Це все мої припущення».
Производство охотничьего оружия во Франции имеет свои старые и стойкие традиции, благодаря чему специалисты легко отличают старые французские ружья от английских и немецких. Но если бросить взгляд в более дальние от нас времена, то мы увидим, что на производство огнестрельного оружия во Франции в Эпоху Возрождения имели влияние итальянская и немецкая школы мастеров. В XV столетии в окрестностях Сент-Этьена, где с раннего средневековья развивалось кузнечное дело, работали оружейники высокого уровня, среди которых было много мастеров из Италии. Нельзя обойти стороной и тот факт, что оружейники из Сент-Этьена поставляли свои изделия королевским семьям. Европейским лидером производства огнестрельного оружия в XVI веке становится Германия, поэтому король Франциск I, который, как и все монархи, стремившийся иметь в стране производство лучшего и надежного оружия, пригласил во Францию квалифицированных немецких оружейников. Но, переняв опыт этих мастеров, уже через столетие французские оружейники выработали свой стиль во внешнем виде и свою концепцию охотничьего огнестрельного оружия. Сейчас подавляющее количество французских охотничьих ружей рождается в Сент-Этьене, вторым центром этого производства в стране является Париж. Но мастера одиночки работали и в других регионах Франции.
Французам мы должны отдать должное в развитии современного огнестрельного оружия, так как их открытия и разработки в настоящее время используются не только в изделиях охотничьей тематики. Что конкретно подарили миру французы? Очень многое. Например, в 1733 году француз Ж. Леклерк создал очень легкое, удобное в эксплуатации двуствольное ружье с горизонтально расположенными стволами. В 1835 — 36 г.г. всемирно известный мастер К. Лефоше нашел новое конструктивное решение и создал первую систему ружей с откидными стволами, он же разработал и шпилечный патрон к оружию этой системы. В 1847 году появляется разработка Л. Флобера — патрон с кольцевым воспламенением порохового заряда.
В 1858 году во Франции появляется улучшенный вариант патрона центрального боя, разработанный М. Шнейдером, а чуть позже там создали закрытый капсюль «Жевело». Высококачественные ствольные материалы, такие как дамаск Л. Бернара и сталь марки «Геркулес», в ХІХ веке также появились во Франции. В 1834 году П. Вьель предложил первый современный бездымный порох. Но остановимся на этом.