Главная / 2016 / Оружие и охота №8

Последний довод обывателя

Полемика

…Друг детства, лет пятнадцать назад осевший в Германии, казавшейся ему оплотом спокойствия в Европе и филиалом рая на Земле, с ужасом поделился любительским видео, на котором запечатлен недавний инцидент, произошедший на его глазах в зале аэропорта г. Франкфурта. На видео человек «арабской наружности» под одобрительный вой толпы своих соплеменников, после словесной перепалки стал жестоко, руками и ногами, избивать двух охранников аэропорта, да так, что те даже не смогли воспользоваться штатным оружием или спецсредствами. И лишь электрошокер подбежавшего третьего полицейского утихомирил хулигана.

…Стрельба в Мюнхене, взрыв в ресторане в Ансбахе, поножовщина в Ройтлингене… Люди начинают понемногу привыкать к взрывам на улицах, горящим машинам, к полицейским сиренам и крови на асфальте. Привыкают не выходить по ночам, не оставлять автомобили на людных улицах, привыкают к бесконечному, но уже притупившему свою остроту, страху.

С недавних пор подобного рода события, еще несколько лет назад казавшиеся жителям страны, полной парадоксальной наивности и сонной толерантности — фантастическими, изо дня в день отравляют жизнь жителей Германии, а попустительство властей и бездействие силовиков вынуждают их самостоятельно вооружаться и готовиться к худшему. Власти же ФРГ, наоборот, считают, что решить проблему могло бы усиление контроля над оборотом оружия. Отчасти они, конечно, правы, но что делать простому обывателю?..

Как видно, в самой Германии, да и в Европе в целом грядут настолько сильные изменения в социуме, что сюжет из популярного французского кинофильма Люка Бессонна «13-й район» многим уже не кажется фантастическим, а вполне реальным ходом событий ближайшего будущего.

Имею или не имею

Дискуссия о праве на владение и ношение огнестрельного оружия — одна из самых жарких в современном обществе и одновременно одна из самых бесплодных. Как и в случае с проблемой смертной казни, аргументы сторон хорошо известны, а вероятность нахождения общего языка практически нулевая.

Главная проблема, возникающая в связи с вопросом, разрешать или не разрешать свободное владение оружием, состоит в том, как это повлияет на общий уровень преступности в стране.

— Плохо, — говорят противники свободной продажи оружия, — у каждого преступника будет ствол, и убийств станет больше.

— Но у преступников и так уже есть огнестрельное оружие, — справедливо возражают их оппоненты. Зато если оружие есть у потенциальной жертвы, то преступник сто раз задумается, прежде чем напасть.

— Резко возрастет смертность от огнестрельного оружия при бытовых ссорах, — опять заявляют первые. И где гарантия, что пьяный сосед не пристрелит вас, вашу жену или ребенка?!

— Но большинство убийств на бытовой почве происходит с применением кухонных ножей, топоров либо тяжелых бытовых предметов, — опят возразят вторые.

Причем, как правило, подобные дискуссии активизируются на фоне резонансных преступлений с применением оружия, например, стрельбы в какой-нибудь школе или студенческом кампусе, когда психически неуравновешенный подросток расстреливает своих одноклассников и учителей, а затем либо кончает жизнь самоубийством, либо погибает от пули полицейского. При этом противники права на свободное владение оружием не замечают, что, как правило, данный конкретный малолетний преступник не относился к категории лиц, имеющих такое право, а оружием завладел нелегально.

По данным ООН, в мире насчитывается более 600 млн. единиц легкого стрелкового оружия (см. таблицу 1). 40% этого оружия находится в незаконном обороте, при этом мировой объем нелегальной торговли стрелковым оружием оценивается в 1 млрд. долларов в год.

Ежегодно от применения легкого стрелкового оружия в мире гибнет 200-300 тыс. человек. Большая часть этих смертей является результатом применения нелегального оружия. В число погибших входят не только десятки тысяч участников вооруженных конфликтов в горячих точках планеты, но и жертвы уголовных преступлений, совершаемых ежедневно. Как отмечается в докладе женевского Института международных исследований Small Arms Survey, большая часть стрелкового оружия, около 650 тыс. единиц ежегодно, попадает в незаконный оборот из легальных источников. Среди наиболее распространенных путей появления нелегального оружия — кражи у частных владельцев, утечки с военных и гражданских складов из-за ненадлежащего контроля, незаконный экспорт или транзит оружия.

Причем разрешение или запрет на ношение оружия не оказывает прямого влияния на уровень смертности в результате его применения. Так, например, и страны с либеральным оружейным законодательством, и страны со строгими законами, могут находиться в списке рядом, например Мексика и Франция, Молдова и Австралия, Индия и Испания (см. таблицу 2).

Статистика не позволяет сделать однозначного вывода о прямой причинно-следственной связи между наличием права на свободное владение оружием и количеством оружия, находящегося на руках у населения, с одной стороны, и числом преступлений с применением огнестрельного оружия, а также числом случайных жертв его неосторожного применения — с другой. На первый взгляд, кажется, что такая связь есть: в первой десятке стран с наибольшим числом жертв огнестрельного оружия девять — это страны, где разрешено ношение огнестрельного оружия. Однако семь из этих стран — это страны из одного региона, Латинской Америки, имеющие схожие историко-культурные традиции и общий менталитет. Если же посмотреть на Европу, то связь между свободой владения оружием и количеством преступлений с его применением не прослеживается вовсе. Так что, видимо, дело не только и не столько в доступности оружия для населения, сколько в иных факторах, связанных с историей, культурой и национальной психологией.

Как показывает опыт многих стран, большинство законов об оружии разрабатывалось именно тогда, когда государству требовалось не вооружить своих граждан, а наоборот, ограничить доступность в праве владения. В этой связи представляют интерес некоторые особенности оружейного законодательства стран Европы. В данном контексте под Европой следует понимать не весь континент, а только страны Европейского Союза, которые практически по доброй воле либо с минимальным сопротивлением приняли на свою территорию многомиллионное цунами беженцев-мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, и которые теперь расплачиваются за эту свою доброту по полной.

Германия

После январского инцидента в Кельне, когда сексуальным домогательствам и разбойным нападениям со стороны агрессивно настроенных «людей африканской и арабской внешности» подверглось несколько сотен немцев, отношение в Германии к мигрантам стало заметно менее толерантным, чем до этого. И после новогодних праздников немцы все чаще начали покупать средства для самозащиты. Самый большой спрос имели электрошокеры, газовые пистолеты и баллончики с перцовым газом. По сообщениям продавцов оружейных магазинов, все электрошокеры были распроданы раньше, чем пришла новая партия. Это объясняется тем, что для владения электрошокером не нужно оформлять никаких документов.

После тех событий также значительно увеличилось число запросов на получение лицензии, дающей право на ношение газовых и травматических пистолетов. Лицензии на газовое, сигнальное и травматическое оружие были введены в Германии в 2002 году, после целого ряда случаев стрельбы в школах. После подачи ходатайства о получении лицензии, полиция проверяет надежность заявителя и его отношения с законом. На июнь 2016 года было подано более 400 тыс. подобных заявок, что на 49% больше по сравнению с первой половиной 2015 года.

С огнестрельным оружием в Германии — сложнее. Здесь исторически действуют строгие правила, контролирующие его оборот.

Первый закон об оружии был принят в Германии в 1891 году, поправки в него внесены в 1913-м. Эти документы в основном носили технический характер и не затрагивали права владельцев оружия. В 1919-1920 годах, в дополнение к требованиям Версальского мирного договора, правительство Германии по собственной инициативе запретило гражданам страны иметь в собственности огнестрельное оружие, предусматривая за владение ним штраф или тюремное заключение. В 1928 году оружейное законодательство было либерализовано, и населению разрешили приобретать и носить оружие, в том числе короткоствольное, предварительно получив разрешение (отдельно на приобретение и ношение). В 1938 году оружейное законодательство опять ужесточили, запретив приобретать и носить короткоствольное оружие. C 1945 года населению Германии вообще было запрещено иметь оружие, однако в 1956 году запрет был отменен.