Более пятидесяти лет на территории бывшего СССР, основная часть силовиков, которым по штату полагается иметь личное огнестрельное оружие, продолжает эксплуатировать пистолет, разработанный вскоре после окончания Великой Отечественной войны Николаем Федоровичем Макаровым.
Удивительно, но на протяжении всего времени существования этого пистолета не прекращаются споры о том, хорош он или нет. Здесь придется отметить, что многие силовики и лица, вращающиеся в «околооружейной среде», в основном высказываются в адрес ПМ весьма нелестно. На фоне бесчисленного множества этих оппонентов иногда встречаются и положительные отзывы о пистолете Макарова. Доводилось также слышать и искреннее восхищение этим оружием. На мой взгляд, последнее — действительно то, чего на самом деле заслуживает ПМ!
В данной конструкции соотношение простоты и надежности, компактности и мощности доведено до высокого уровня. Особенно, если учесть, что ПМ имеет довольно приличные для оружия своего класса целевые и поражающие качества…
Некоторые горячие головы могут поставить под сомнение последнее утверждение. Но прежде, чем начать опровергать сказанное выше, примите добрый совет, постарайтесь критически посмотреть на уровень своей квалификации как стрелка из боевого оружия. Дело в том, что основная масса офицеров-силовиков, скептически относящаяся к ПМ, в лучшем случае отстреливала по 6 патронов в месяц, стараясь изо всех сил и отчаянно промахиваясь даже из классической спортивной стойки. Честно говоря, мнение таких «специалистов» заставляет сильно усомниться в его обоснованности и их компетентности. Тем более удивительно слышать негативные отзывы о ПМ от людей, даже не державших его в руках. И с такими товарищами, к сожалению, приходилось сталкиваться, особенно в среде стрелков-спортсменов. Удивительно, но эти люди почему-то не видят разницы в стрельбе из боевого и спортивного оружия и подходят к оценке боевого оружия со спортивными мерками. А между тем те, кто действительно хорошо знаком с боевой и спортивной стрельбой, прекрасно знают, какая пропасть разделяет эти два направления. И уж естественно, что шестью патронами в месяц эту пропасть не удавалось преодолеть еще никому.
Небезынтересен и тот факт, что в дополнение к неумению пользоваться личным оружием и перекладыванию собственного неумения на «бессловесную железяку», многие не имеют даже приблизительного представления о том, откуда взялся пистолет Макарова и главное, почему он так долго остается в строю.
Именно эту, закрытую для многих страницу я и постараюсь немного приоткрыть. Будучи реалистом, я прекрасно понимаю, что после прочтения данного материала мало кто сразу же воспылает любовью к «дедушке пэ-эму», однако искренне надеюсь, что моя статья сумеет вызвать уважение к пистолету и его создателю — Николаю Федоровичу Макарову.
Чем же была обусловлена необходимость замены пистолета ТТ новым пистолетом в середине XX века в СССР
Со всей очевидностью необходимость замены пистолета ТТ более совершенным оружием обозначилась в СССР уже к концу 30-х годов XX века. В мае 1938 года был объявлен конкурс на разработку нового пистолета под патрон 7,62х25 мм ТТ. В этом конкурсе принимали участие такие советские конструкторы-оружейники, как Ф.В. Токарев, И. И. Раков, С.А, Коровин и П.В Воеводин.
В числе недостатков пистолета ТТ, которые предлагалось устранить, были и такие, как неконтролируемое выпадение магазина из рукоятки и ненадежный предохранитель. Довольно интенсивная работа в этом направлении велась вплоть до марта 1941 года, когда на очередных испытаниях уверенно вышел вперед пистолет конструкции П.В. Воеводина. Этот пистолет был несколько массивнее и тяжелее чем ТТ, однако более чем в два раза превосходил последний вместимостью магазина (18 патронов против 8 у ТТ), имел курковый УСМ двойного действия, позволяющий вести только одиночный огонь, флажковый предохранитель, расположенный с левой стороны рамки и систему автоматики, основанную на принципе короткого хода стола со ствольной коробкой. Запирание канала ствола при выстреле обеспечивалось при помощи специального вкладыша, удерживающего затвор от преждевременного отпирания. Расцепление затвора, ствола и вкладыша происходило только после покидания пулей канала ствола, после чего затвор продолжал самостоятельное движение назад. Защелка магазина была расположена в нижней задней части рукоятки. Пистолет имел постоянные прицельные приспособления и был пристрелян на дистанцию 50 м.
Начавшейся доводке и постановке на вооружение пистолета Воеводина помешала Великая Отечественная война. В связи с острой необходимостью поставок в войска в большом количестве различного вооружения, в том числе и короткоствольного стрелкового оружия, руководство СССР пошло даже на такой шаг, как интенсификация производства старых «Наганов» обр.1895 г., огневые возможности которых не шли ни в какое сравнение с таковыми у пистолета Воеводина. Правда, перед последним у «Нагана» было одно очень серьезное преимущество — производство его было уже освоено. А это значит, что в той тяжелой ситуации, в которой оказался СССР в 1941 году, оружейные предприятия могли дать фронту на несколько порядков больше короткоствольного оружия старого образца, чем нового, производство которого необходимо было осваивать. В результате, основным короткоствольным оружием, выпускавшимся в СССР в период Великой Отечественной войны были пистолет ТТ обр. 1933 года и револьвер «Наган» обр. 1895/30 года.