Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге — один из старейших и крупнейших морских музеев мира, основанный в начале XVIII века. К концу XIX в. Морской музей стал значительным культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.
За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. Так, например, в фондах музея хранится более 11 тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия различных стран и народов от средневековья до наших дней: от мечей, пик и абордажных топоров до современных кортиков и палашей, от фузей, мушкетов и винтовок до автоматических пистолетов и автоматов. Среди реликвий — личное оружие прославленных адмиралов флота.
Одним из редчайших экспонатов, представленных в музее, является самозарядный пистолет «Балтиец», выпущенный ограниченной серией в блокадном Ленинграде.
Весьма холодная зима 1941-1942 гг. в блокадном Ленинграде выявила существенный недостаток в конструкции пистолета ТТ. В ряде случаев, при значительных отрицательных температурах воздуха (порядка минус 20-30 градусов), отмечалось смерзание деталей пистолета и, как следствие, задержки в стрельбе.
Это явилось причиной обращения командующего отрядом легких сил, позже эскадры кораблей Балтийского флота вице-адмирала В.П. Дрозда (по другим данным — командира минной обороны, начальника штаба Балтийского флота и командующего эскадрой, и Кронштадтским морским оборонительным районом контр-адмирала Ю.Ф. Ралля) к руководству города с предложением изготовить на одном из ленинградских заводов пистолета с более надежной автоматикой. Этим пистолетом предполагалось вооружить офицерский состав Балтийского флота.
Это предложение было рассмотрено на заседании бюро ленинградского обкома ВКП(б), где и было принято решение: «Поручить директору завода №181 Б.П. Румянцеву изготовить первоначально партию пистолетов из 15 штук».
Завод №181 «Двигатель» для этой цели был выбран не случайно. Это был один из старейших и крупнейших заводов Ленинграда, основанный еще в 1853 году прусским купцом 1-й гильдии Г.А. Лесснером как «Заведение типографских принадлежностей». Однако уже к началу 1870-х годов завод превратился в одно из крупнейших предприятий Петербурга по выпуску паровых машин, котлов, и получил название Механического чугунолитейного завода Г.А. Лесснера.
Помимо изготовления паровых машин и котлов завод приступил также к производству разнообразных механизмов: прессов для изготовления призматического пороха по системе И.А. Вышнеградского, специальных машин для оборудования российско-американской резиновой мануфактуры, механизмов для железнодорожного транспорта и другого оборудования.
В конце XIX столетия завод производил: паровые машины с золотниковым и клапанным парораспределением, паровые молоты, гидравлические ковальные машины, насосы и подъемные краны разных систем, стропила, колонны, мосты, паровые котлы всех систем и различного назначения. Еще одной яркой страницей истории завода Лесснера было освоение выпуска автомобилей отечественной конструкции.
Однако к началу ХХ века завод почти полностью перешел на изготовление заказов морского министерства, а с начала Первой мировой войны вообще перестал выпускать какую-либо гражданскую продукцию, сосредоточившись на изготовлении мин и минных аппаратов для военно-морского флота, в том числе «самодвижущихся мин» — торпед. Кстати, интересный факт: глубоко засекреченный в советское время завод «Гидроприбор» в курортном пос. Орджоникидзе, что под Феодосией, появился в 1911 году как «пристрелочная станция», являясь одним из филиалов фирмы Лесснера.
…Название «Двигатель» завод получил в 1927 году. А в 1937 году он был переименован в завод №181.
Кроме выполнения своей основной задачи — производства минно-торпедного вооружения, заводу №181 в отдельных случаях поручалось изготовление «непрофильной» продукции.