Главная / 2017 / Оружие и охота №2

"Мертвый шарнир"

Оружейный семинар

Продолжение. Начало см. журнал

«Оружие и Охота», 2017 г., №1.

Фото на четвертой странице обложки слева направо, сверху вниз:

1. Колодка ружья ГМ-16: 1 — «цапфовый сухарь»; 2 — запирающий клин; 3 — промежуточная сменная планка; 4 — рычаг взводителя;

2. Ствольная муфта ружья ГМ-16;

3. Замок ружья ГМ-16.

Запирание «вертикалок»

Прежде чем продолжить рассказ о ружьях конструкции Е.С. Гуревича с так называемым мертвым шарниром, остановимся вкратце на некоторых конструктивных особенностях двуствольных ружей с вертикальным расположением стволов.

Итак, что происходит в охотничьем двуствольном ружье с вертикальным расположением стволов в момент выстрела?! Кратко можно сказать, что возникновение давления в патроннике и движение снаряда по каналу ствола приводят к разнонаправленному движению узлов ружья и к соответствующей упругой деформации затворной коробки «вертикалки». Силы, стремящиеся отодвинуть ствольный блок от зеркала затворной коробки и одновременно раскрыть ружье относительно центра шарнирного соединения компенсируются силами упругости, возникающими в ответ в том же шарнирном соединении и контактных плоскостях узлов запирания, одни из которых призваны, по замыслу конструкторов, разгрузить шарнирный узел подвески ствольного блока от продольной нагрузки, а другие предотвратить открытие ружья. Нелишне отметить, что далеко не все конструкции имеют разгрузочные плоскости и в этом случае вся тяжесть выстрела ложится на многострадальный шарнирный болт или узлы боковой подвески ствольного блока.

При конструировании «вертикалок» оружейники попадают в сложное положение — они вынуждены учитывать векторную разнонаправленность сил, стремящихся отодвинуть ствольный блок и сил, стремящихся повернуть его относительно узлов подвески. А эта разнонаправленность, в свою очередь, требует введения в конструкцию ружья элементов запирания, отдельных для каждого направления сил и со своими запирающими плоскостями, а это не всегда возможно при желании удешевить продукт. В итоге, в силу общепринятой боковой проекции ружья и принятой конструктивной схемы, указанные запирающие и разгрузочные плоскости зачастую расположены не оптимально относительно тех сил, которым они призваны противодействовать. Усугубляет ситуацию тот факт, что привод всех систем запирания — ручной, и синхронный для всех пар плоскостей в разных по назначению узлах запирания, а, следовательно, одинаковое по плотности запирание во всех узлах (до момента «притирания») невозможно. Проще говоря, теоретически мы получаем плотное запирание или в паре плоскостей, обеспечивающих разгрузку шарнирного соединения, или же в паре, предотвращающей раскрытия ружья. В реальных конструкциях сопряжение запирающих плоскостей ригеля или ригелей или пары штифтов, запирающих ружье от раскрытия, с запираемыми плоскостями ствольного блока обеспечивается линейным приближением данных плоскостей друг к дружке (это вхождение конуса в конус до момента «притирания). С плоскостями же разгрузки ситуация иная, поскольку их сопряжение по установившейся конструкторской практике вторично. Приближение одной плоскости к другой происходит по радиусу, определяемому расстоянием от данной плоскости до центра вращения блока стволов в шарнирной подвеске.

На практике в тех случаях, когда разгрузочные плоскости представляют собой именно плоскости, сопряжение этих плоскостей на этапе закрытия часто не происходит, и не происходит именно из-за конструктивного приоритета сопряжения плоскостей для запирания от раскрытия. То есть мы плотно захлопнули ружье, а вот плотную разгрузку шарнирной подвески все же не обеспечили. В любом случае подобные конструкции предпочтительней по сравнению с другим вариантом конструктивного оформления, когда разгрузочные плоскости не являются, по сути, плоскостями, а представляют собой радиальные поверхности с общим центром в шарнирном узле подвески, радиально скользящие друг относительно друга. В таком варианте сопряжение разгрузочных радиальных поверхностей по законам механики возможно только точечно — это прилегание цилиндра к внутренней стенке другого цилиндра. Но и с этим точечным «прикосновением» не все так просто. Необходимо помнить, что для движения одной поверхности относительно другой необходим так называемый «ходовой» зазор. И он есть во всех конструкциях переломных ружей. Разумеется, за счет точной подгонки и изначально точного изготовления данный зазор стремятся уменьшить, но окончательно его убрать нереально, поскольку неукоснительно действует золотое правило механики — без зазора нет движения.