Правила техники безопасности при пользовании огнестрельным оружием на охоте, казалось бы, хорошо известны всем охотникам от начинающего любителя до умудренного опытом ветерана. Их невозможно не знать при существующей в государстве системе допуска граждан к охотничьему процессу. В частности, перед каждой охотой все ее участники проходят обязательный инструктаж и расписываются о том, что с правилами охоты ознакомлены и обязуются их выполнять.
Однако в реальной жизни некоторые охотники не всегда серьезно относятся к этим вопросам. Часто приходится читать и слышать о ЧП на охоте, причинами которых являются нарушения техники безопасности.
Анализ показывает, что нарушителями являются не столько начинающие и ответственные, сколько опытные, уверенные в себе, но беспечные охотники.
Предпосылки к ЧП встречаются разные: охотничий азарт, беспечная забывчивость, пренебрежение и прочее.
В своей охотничьей практике я дважды являлся свидетелем грубых нарушений правил техники безопасности на охоте. Однажды, оказался в роли потенциальной жертвы. С позиции едва не пострадавшего и прочувствовавшего это состояние хочется поделиться впечатлениями, анализом случившегося и последующими размышлениями.
Небольшой, проверенной временем компанией из трех человек: Василий, Николай и я, систематически занимались охотой. На этой почве много общались, дружили семьями, всегда вместе отдыхали в охотничьих угодьях.
О совместном выезде на открытие охотничьего сезона 2003 г. на пушного и копытного зверя договорились еще в последнюю охоту прошлого года. Все проблемы подготовки к середине последней недели были решены: вездеходный транспорт, отстрелочные документы и прочее. В четверг радовались, что дорога в охотничьи угодья открыта, погода благоприятствует — синее небо и легкие утренние заморозки, — а друзья на месте нас ждут с нетерпением.
Однако в ночь на пятницу климатические условия резко изменились. Атмосферное давление упало, влажность и температура воздуха возросли. В пятницу с утра пошел дождь, то убаюкивающе тихий, то крупными каплями, оставляющими пузыри на лужах, но по-осеннему затяжной и грозящий сорвать долгожданное мероприятие.
Успокоил метеоцентр, предсказав, что в субботу утром дождь прекратится. Действительно, на момент выезда в 5.00 с неба не капало, но вокруг все было мокрым и промозглым. Над блестевшей от влаги землей с бесчисленными черными лужами, клубился белый туман. Погоду посчитали хорошей, естественно, по сравнению с пятницей. О мокрых коленях от сырой травы в лесу и поле не хотелось думать.
Наш УАЗ, натужно урча, не быстро, но настойчиво нес нас к цели. Как ледокол, форсировал глубокие лужи, поднимая колесами водяные крылья справа и слева. Из-за тумана и водных препятствий в угодья прибыли с опозданием, но местные друзья, знающие и опытные, нас простили.
Охотничий процесс пошел по обычному сценарию. Отклонения сказывались только в результативности. На заведомо лисьих местах, в чудных сосновых посадках, там где обычно на стрелковую линию выходило по две-три лисицы, не оказалось ничего.
Безжизненными выглядели участки крупного сосняка, украшенного бисером дождевых капель на кончиках хвойных иголок. Пустынными были и заросшие высокой травой заячьи поля, всегда ранее со стаями серых куропаток, пугающими своим неожиданным шумным взлетом.
Однако настойчивым поиском ключ к успеху сумели обнаружить. Оказывается, зайцы, лисицы и куропатки держались в хорошо продуваемых ветром местах, на возвышенностях, поросших кустарником и редким березняком. Быстро сложилась и методика охоты. На автомашинах по асфальтированной или полевой дороге ехали до тех пор, пока не замечали невысокий холм с кустарниково-березовой порослью. После остановок делали глубокие двусторонние охваты возвышенностей с положительными результатами.