Прежде чем объяснить преимущества соединения ствольного блока с колодкой системы «Гуревича-ЦКИБ», остановимся вкратце на классических системах запирания ружей «переломной» конструкции. В ружьях с откидывающимися стволами наиболее широко применяются системы запирания, состоящие из осевого болта (оси шарнира), служащего упором для переднего подствольного крюка, двух подствольных крюков с пазами, рамки Перде, входящей в пазы подствольных крюков, и поперечного болта Гринера, входящего в отверстие продолжения казенной части ствола. Такая система обычно характерна для ружей с горизонтальным расположением стволов. В ружьях с вертикальным расположением стволов применяется так называемый двойной Гринер или запирающий механизм Керстена (иногда его называют страссбургским). Он имеет два продолжения казенной части ствола, в отверстия которых входят два поперечных болта.
Система запирания современных ружей обычно управляется верхним рычагом Вестли Ричардса, при нажатии на который болт Гринера и рамка Перде выходят соответственно из отверстия продолжения казенной части ствола и пазов подствольных крюков, отпирают затвор и стволы откидываются вниз, поворачиваясь вокруг осевого болта. Встречаются системы запирания, в которых, например, отсутствует болт Гринера или рамка Перде. Существуют и другие системы запирания, однако перечисленные наиболее часто встречаются в современном охотничьем оружии.
Система запирания может быть одинарной, когда запирается один подствольный крюк. Из отечественных ружей к такой системе относятся ружья ИЖ-18, ТО3-34. Двойная система может включать в себя запирание двух подствольных крюков (двуствольные ружья с вертикальным и горизонтальным расположением стволов), или только затвор Керстена без рамки Перде (ружья с вертикальным расположением стволов).
При тройной системе запираются два подствольных крюка рамкой Перде и выступ казенной части горизонтально расположенных стволов (выступ располагается между стволами) на болт Гринера. Этот способ запирания считается наиболее надежным, поэтому он и применяется в оружии, рассчитанном под мощные патроны, дающие высокие давления.
При четверной системе запираются два подствольных крюка и два продолжения казенной части стволов (затвор Керстена). Такая система запирания применяется в двуствольном комбинированном оружии (один ствол гладкий, а второй нарезной под какой-нибудь мощный патрон) с вертикальным расположением стволов.
В описанных системах запирания передний подствольный крюк имеет впереди выемку, которой упирается в осевой болт колодки, надежно соединяя стволы с колодкой.
Разумеется, что чем больше точек крепления в затворе, тем труднее их хорошо подогнать. Поэтому развитие массового ружейного производства привело к упрощению механизмов ружья, в том числе затворов и замков. Если до середины XX века в затворах ружей применялись преимущественно системы с 3-4 узлами запирания, то в последующие годы многие ружья стали выпускаться с 1-2 узлами запирания: одним подствольным крюком и одним верхним затвором, запирающим на один или два ствольных выступа. Наибольшее распространение в современных ружьях получило запирание нижней запорной планкой на один или два крюка или запорными планками снизу и сверху.
Так, например, у одинарных затворов ружей ЗК и МЦ6 в подствольном крюке — только один паз, ниже казенного среза стволов. Но опыт эксплуатации ружей с одним узлом запирания показал, что такие затворы также надежны, безопасны и долговечны, как и более дорогие затворы английских штучных ружей. Более того, упрощение конструкции затвора делает колодку прочнее.
Окончание. Начало см. журнал
«Оружие и Охота», 2017 г., №№1 и 2.
В ружьях МЦ5 и МЦ6, которые явились логическим развитием идей, заложенных в ГМ-16 конструкции С.Е. Гуревича, было применено оригинальное соединение ствольного блока с колодкой. Казенная муфта, в которую впрессованы оба ствола, в нижней части имеет вырез, которым она соединяется с шарниром стволов, вращающимся на поперечной оси в передней части ствольной коробки. Запирание стволов производится подвижной подпружиненной рамкой, имеющей клиновидную форму передней части, что способствует плотному прилеганию муфты стволов к коробке. Из зацепления с муфтой рамка выводится с помощью верхнего запирающего рычага. От самопроизвольного отделения от колодки при открывании ружья стволы удерживаются специальным фиксатором, который управляется защелкой цевья. Массивная колодка ружья, выполненная из специальной стали, имеет высокие стенки с пазами для выступов ствольной муфты. На щитке колобки имеется массивная съемная пластина, позволяющая устанавливать прокладки при появлении шата в соединении стволов и колодки.
Особенностью МЦ-5 этой модели можно считать тот редкий факт, что оно выпускалось во многих вариантах (более 30). Вариантами считаются различные сочетания калибров стволов, причем эти сочетания были как в комбинации нарезных и гладких, так и разнокалиберных нарезных. Были и чисто гладкоствольные модели малых калибров 20, 28 и 32. Если в комбинации был нарезной ствол, то ружье комплектовалось оптическим прицелом с кронштейном. По представлению КБ МЦ-5 предназначалось для любительской и промысловой охоты. Тем более что необходимость в подобном оружии назрела уже давно — еще в годы войны. Тогда страна столкнулась с острой нехваткой промыслового оружия. Продажа нашего меха в США в военное время приносила, по некоторым оценкам, до 40% валютной выручки, если считать вместе коммерческие продажи и товарообменные операции так называемого «обратного ленд-лиза». Множество профессиональных охотников ушло на фронт, их заменяли старики, женщины и подростки. И государство делало все, чтобы максимально стимулировать охотничий промысел. Между тем, с довоенного времени оставалась нерешенной главная проблема — оснащение охотников промысловым оружием. Это и есть та единственная причина, по которой в разгар войны была поставлена задача выпуска ружья ИЖ-5 и мелкокалиберной винтовки ТОЗ-8. «Мелкашка» из-за своих габаритов и веса была малопригодна для промысла, но другой просто не было, кроме того, ее можно было использовать для начальной стрелковой подготовки, что обеспечивало ей значительный спрос. О серьезности вопроса с промысловым оружием говорит факт его обсуждения на заседании бюро Тульского обкома ВКП(б) в январе 1944 г. Итогом 1944 года в Туле в плане промыслового оружия стало начало производства винтовки ТОЗ-8 и одноствольного ружья ИЖ-5 20-го и 16-го калибров. В марте 1944 г. на ИЖМАШе (завод № 74) были восстановлены чертежи ружья ИжБ-36, а уже в мае была изготовлена первая партия. В 1945 г. на ТОЗе началась штучная сборка модели «А» 16 калибра и мелкосерийное производство модели «Б» 16-го и 20-го калибров, а также модели ТОЗ-32 (Т-1) 32-го калибра, построенной с использованием деталей винтовки Мосина.