Способы улучшения целевых качеств револьвера Нагана обр. 1895 г.
Стрелок, хорошо знающий свое оружие, нередко дорабатывает его для того, чтобы уменьшить негативное влияние на результат выстрела технических погрешностей изготовления револьвера. Подобной «слабостью»грешили как спортсмены, которым сам Бог велел «доводить»свое оружие до идеального состояния, так и военнослужащие и работники различного рода оперативных служб, которым прекрасно отлаженное оружие предоставляло дополнительный шанс выиграть схватку с противником.
Отладка УСМ
Функционирование УСМ револьвера оказывает существенное влияние на результат выстрела и требует особого внимания. Для того, чтобы получить доступ к УСМ «нагана», необходимо вывернуть винт в задней части рамки и снять крышку рамки. Затем следует извлечь боевую (V-образную) пружину и тщательно проверить посадку курка на оси. Курок должен «сидеть»достаточно плотно, без люфта, и, вместе с тем, свободно вращаться на оси в тех пределах, которые необходимы для нормальной работы УСМ. Слишком тугой ход курка может послужить причиной осечек, а его «болтание»на оси (чрезмерный люфт) способствует появлению различий в усилии спуска, изменяющемуся от выстрела к выстрелу.
Для устранения люфта следует использовать обжимку, состоящую из двух деталей, которая изготавливается самостоятельно. Внутренняя деталь — ось обжимки — по диаметру соответствует оси курка, внешняя втулка или стакан имеет внутреннюю и внешнюю фаски, которые образуют кольцо, примерно на 0,5-0,8 мм превышающее диаметр оси курка (рис. 1). Ось обжимки плотно крепится во внешней детали. Металл обжимки должен иметь твердость HRC 50-55.
Ось обжимки устанавливают в отверстие для оси курка. После чего, уложив курок с обжимкой на наковальню, наносят удар молотком по втулке. Точно такую же операцию производят с другой стороны курка.
Курок не должен цеплять за щечки задней стенки рамки, поскольку такого рода зацепление может «сбить»револьвер с линии прицеливания еще до удара курка по капсюлю патрона. Такой дефект легко выявляется при проведении холостых щелчков — резкое «вздрагивание»мушки при спуске свидетельствует о наличии именно этого явления. Причиной его может являться шат фиксирующей шпильки ударника, искривление оси курка или дефекты сопрягающихся поверхностей курка и верхнего пера боевой пружины.
Если причину возникновения этого явления определяет шат шпильки ударника, то неисправность легко устраняется легким заклепыванием отверстия шпильки.
Погнутую ось курка также можно выравнять. Для этого необходим специальный мягкий латунный молоток, которым по оси наносят несколько коротких, точных ударов. Для этой цели подойдет и обычный молоток, но с подкладкой из латуни или меди. Почти идеален способ выравнивания оси курка при помощи относительно длинного стержня с отверстием в торце, диаметр которого равен диаметру оси курка. Желательно, чтобы этот стержень был изготовлен из латуни или бронзы. Для выравнивания оси курка стержень надевается на ось и выставляется перпендикулярно внутренней поверхности рамки.
Если же шпилька и ось курка в норме, необходимо проверить правильность отбоя курка и прилегания курка к боевой пружине. Если оружие подогнано правильно, то курок ложится одновременно на две плоскости верхнего пера боевой пружины. Если этого не происходит, то желаемого результата добиваются, подпилив переднюю и заднюю плоскости верхнего пера боевой пружины надфилем (рис. 2). Причем передняя плоскость подтачивается для уменьшения отбоя, задняя для увеличения. Отбой курка будет нормальным, если шпилька ударника выходит из-за щечек задней стенки рамки на половину своего диаметра.
Для отладки спуска необходимо несколько ослабить его пружину (рис. 3 а, б). Для этого следует немного спилить нижнее перо боевой пружины на точильном мелкозернистом камне (рис. 3 а). Особо увлекаться спиливанием пружины не следует: ее можно перегреть, и она потеряет свойственную ей упругость. Первые 15-20 мм от сгиба пружины при обработке нижнего пера спиливать вообще не рекомендуется. Нельзя также спиливать пятку нижнего пера, иначе после выстрела отход спускового крючка в исходное положение станет невозможен. Во избежание осечки не следует подпиливать верхнее перо пружины (рис. 3 б).
Для дальнейшего уменьшения усилия спуска необходимо просверлить отверстие, расположенное примерно на 1 см выше нижнего крепежного винта боевой пружины и на резьбе М4 или М5 установить регулировочный винт, фиксируемый в желаемом положении контргайкой, а лишнюю, выступающую наружу и мешающую нормальному хвату часть регулировочного винта спилить (как тут не вспомнить описанный выше малокалиберный «наган»выпуска 1915 г!) (рис. 4 а). Если же эту операцию выполнить невозможно, то подойдет любая твердая прокладка, например обрезок гильзы, пистолетная (револьверная) пуля и пр., подточенная до необходимых размеров и установленная в угол между проушиной для нижнего крепежного винта и задней стенкой спусковой скобы (рис. 4 б). Облегчить спуск, кроме того, можно уменьшив при помощи «бархатного»напильника или надфиля высоту шептала.