Печатается по изданию 1952 г., Иркутское областное Госиздательство.
Окончание. начало см. журнал «Оружие и Охота №10, 2017 г.
Звуковая маскировка
Соблюдение тишины важнее всего на лесной охоте. Например, при охоте на оленей (лось, изюбр, северный олень, косуля, кабарга) звуковая маскировка важнее зрительной. В этом случае требуется соблюдение тишины, полной или частичной, почти во всех случаях. Исключения бывают редко, например, охота с гончими (и то не все время), подход к ревущим изюбрам, к глухарям «под песню» и др.
Во время охоты надо учитывать, что слышимость сильно улучшается в сыром воздухе и, наоборот, ухудшается, когда он становится сухим. Звуки лучше слышны в оголенном лесу; как только он оденется листвой, слышимость заметно понижается. То же самое происходит в лесу зимой, когда его завалит густой кухтой.
В местности пересеченной, особенно гористой, сильно препятствуют распространению звука хребты, холмы и мелкие возвышения. Поэтому всякого рода лощины и распадки бывают очень удобны для невидимого и неслышного движения.
Охотничья одежда и обувь должны быть приспособлены для звуковой маскировки; главное, что для этого нужно — они должны быть мягкими. Тогда охотник не будет топать, трава, ветки и прутья не будут громко хлестать по одежде и голенищам, сама одежда не будет шуршать и так далее.
Так называемые «болотные» охотничьи сапоги непригодны для тех охот, где требуется соблюдение тишины, например, при скрадывании. При ходьбе они громко стучат, каблуками задевают за сучья на земле и другие мелкие препятствия. К тому же, ходьба в них сильно утомляет человека из-за негнущейся подошвы и огромного веса.
Кстати сказать, вес одежды и обуви охотника имеет прямое отношение к маскировке звука; усталый человек при движении производит больше шума. Уже по одному этому необходимо иметь легкую одежду и обувь. Вес снаряжения имеет такое же значение. А ведь «в походе иголка фунтом тянет», справедливо говорит старинная солдатская поговорка.
В охотничьей литературе описано много образцов легкой обуви.
В зимнее время очень хороши разного рода сибирские унты из камасов и толстой лосиной замши. Правда, камасная обувь чувствительна к сырости, но незаменима по своей исключительной легкости, бесшумности, мягкости и теплоте. Обувь из лосиной замши обладает этими же качествами в несколько меньшей степени, но зато намного прочнее и потому практичнее. Не рекомендуется ходить на охоту в обыкновенных валенках. В них легко насыпается снег, нередко они трут ноги. Кроме того, они не сгибаются и очень тяжелы, поэтому на охоте в них трудно соблюдать тишину.
При охоте зимой не рекомендуется носить овчинные полушубки. Они тяжелы и при усиленной ходьбе в них жарко, они сильно шумят, когда задеваешь за кусты, и часто выдают своим цветом. Одна из лучших материй для верхней одежды охотника, как уже говорилось — армейское шинельное сукно. Помимо своего «защитного» цвета, оно мало шумит; кроме того, в суконной одежде нет риска загореться, ночуя у костра, а намокшее сукно быстро сохнет.
Для зимних охот неплохи также меховые куртки и брюки волосом наружу из собачьих, волчьих и оленьих (обычно косульих) шкур. Годятся и шкуры домашних коз. Овчина для этого не подходит.
Все такие меховые одежды почти вовсе бесшумны на охоте и совсем не горят от искр и углей при ночевке у костра. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные свойства.
На ходовых охотах в подобной одежде иногда бывает жарко, собачий мех тяжеловат, но прочен. Косулий изумительно легок и хорошо маскирует в лесу, но не отличается прочность.
При пошиве одежды из собачьих шкур для охоты следует шкуры подбирать по цвету: лучше волчьего окраса, белый, краснопегий или чернопегий, но отнюдь не черный.
Снаряжение охотника (патронташ, нож, рюкзак и т. д.) должно быть таким, чтобы оно не производило никакого шума на ходу, на бегу и прыжках. Оно должно быть плотно пригнано к фигуре для того, чтобы ничего не цеплялось за кусты и ветки, и чтобы те и другие от этого не шумели и не качались. Снаряжение, особенно сумки, рюкзаки, мешки — лучше всего делать из мягкого материала соответствующего цвета.
Двигаясь в лесу и кустарниках, охотник по возможности не должен касаться деревьев, кустов, веток, пней. На деревьях и кустах всегда имеются сухие сучки и ветки, ломающиеся с резким треском, пни и даже деревья часто оказываются гнилыми и падают с громким шумом, зимой с ветвей осыпается кухта и так далее. А всякое движение в природной обстановке очень хорошо заметно даже глазу малотренированного человека. Стало быть, охотник должен везде как бы проскальзывать, ни за что не цепляясь. Приобрести такую сноровку можно лишь путем внимания и практики.
Бесшумная ходьба — нелегкое, и даже не всегда возможное, дело. Для соблюдения тишины при ходьбе, как уже отмечалось, нужна прежде всего гибкая мягкая обувь. Если же охотник в сапогах или ботинках, а покров твердый, то, чтобы обувь не шумела, ее можно обмотать тряпками, паклей, травой, соломой и другими подручными материалами. В важных случаях летом можно разуться и идти просто босиком или в носках.
Опускать ногу на землю можно двумя способами: вниз носком или вниз пяткой; нельзя ставить ногу сразу на всю подошву. Выбор того или другого способа зависит от характера покрова. Обыкновенно несколько первых шагов тем и другим способом сразу покажут, какой из них следует предпочесть.
Скрадывая животных, надо идти по самому бесшумному покрову, какой в данном случае имеется. А такой покров не всегда бывает сплошным, чаще он располагается разной формы полосами и пятнами. Следовательно, в таких случаях будет бесполезно двигаться напрямик, придется выбирать извилистый путь.
Как уже было сказано, один и тот же покров из бесшумного может превратиться в шумный, и наоборот. Отсюда вывод — необходимо заблаговременно изучать «поведение» того или иного покрова в разное время года и в разную погоду.
Точно также охотникам надо научиться угадывать в лесу под покровом предательские сучья и не наступать на них. Обыкновенно они лежат под малозаметными возвышениями — валиками из моха, опавшей хвои и листьев, или прошлогодней травы.
Путь охотника в лесу постоянно преграждают валежины. Никогда не следует на них наступать, какие бы они ни были, мелкие или крупные; их всегда надо перешагивать. Это предохраняет от ненужного шума и экономит силы.
Продвигаясь по крутым склонам, следует избегать участков со щебнем и вообще сыпучим грунтом.
На лесной охоте важно выработать привычку немедленно останавливаться как только зрением или слухом будет что-нибудь замечено. Остановка делается мгновенно, в ту же секунду; охотник при этом замирает в полной неподвижности, внимательно всматриваясь и прислушиваясь. Это то же самое, что очень часто делают звери и птицы. При встрече с ними в лесу или кустарнике благодаря такой привычке нередко удается выиграть немногие секунды и не выдать себя первым.
Человеку, страдающему кашлем, бесполезно ходить на охоту, требующую соблюдения тишины. Но не следует забывать, что любой здоровый человек, хотя редко и тихо, но покашливает. Когда захочется кашлянуть, надо делать это негромко, плотно закрывая лицо шапкой или хотя бы полой одежды; еще лучше при этом пригнуться к земле, да еще скрывшись в какой-нибудь яме. Если же неожиданно возникнет кашель, надо чего-нибудь немного съесть, например, кусочек хлеба, это помогает.
На облавах, или тем более сидя в засаде, надо устраиваться как можно удобнее, иначе будет трудно соблюдать тишину в течение долгого времени.
Зимой, когда снег становится глубоким, охотники встают на лыжи. Обыкновенные широкие охотничьи лыжи, в Сибири называемые голицами, не выдерживают критики с точки зрения звуковой маскировки. Они слишком шумят при ходьбе, а задевая за прутья и прочие препятствия, прямо-таки гремят. Поэтому лучше пользоваться лыжами, подклеенными камасами — шкурами с ног оленей, лосей, косуль. Очень хороши по своей прочности и ходкости также конские камасы, но они значительно тяжелее. Кроме того, что на таких лыжах можно идти на любые горы (назад они не скользят), они сильно уменьшают шум шагов лыжника. При охотах на лосей, обладающих очень тонким слухом, наших эвенков не всегда удовлетворяют даже камасные лыжи. Некоторые из этих зверобоев одевают на них особые чехлы, сшитые из шкур росомах или собак-лаек. Лыжи в таких чехлах хорошо скользят по снегу и делают ход охотника почти совсем бесшумным.
Нередко бывает, что во время скрадывания покров совершенно не позволяет соблюдать тишину. Например, «сухой» зернистый снег при каждом шаге глухо шумит. В таких случаях можно посоветовать использовать посторонние шумы — ветра (лучшая погода при охоте на косуль скрадом), воды, поездов, автомобилей, самолетов, тракторов, молотилок. Но при этом никогда не следует считать себя гарантированным от слуха животных. Полезно соблюдать тишину и на таборе. Это особенно важно при многодневных охотах в обширных глухих лесах, где звери и птицы не привыкли к посторонним шумам; поэтому они особенно внимательно прислушиваются ко всякому постороннему звуку.
Работы по устройству табора, заготовку дров и т. д. следует проводить сразу, чтобы в последующее время не было надобности ими заниматься. Если же этого нельзя избежать, то лучше работать в ветреную погоду, когда в лесу стоит шум. Находясь на таборе, все надо делать тихо, разговаривать негромким голосом и, конечно, без серьезной надобности не стрелять. Важнее всего не подавать громкого голоса. Вообще на охоте лучше соблюдать тишину во всех случаях — при переходах, остановках для отдыха и ночлега, при подходе и т. д. Разговоры с товарищами вести тихим голосом, подавать друг другу сигналы, если близко, тихим свистом или шипением.
Маскировка запаха
Маскировка запаха имеет значение только при охоте на зверей. Единственное средство маскировки запаха заключается в том, чтобы находиться под ветром у зверей.
Однако надо учитывать, что даже у поверхности земли воздух движется не всегда прямолинейно. В зависимости от погоды, рельефа и других причин возникают местные течения воздуха и различные завихрения; поэтому часто бывает, что в отдельных местах движения воздуха не совпадают с общим направлением ветра. Это может подвести охотника; случается, что зверь причуивает его неожиданно. Такие случаи бывают только в пересеченной местности; при движении по ней надо все время следить за направлением ветра. Но все же подходить к зверю надо, как правило, против ветра. Точно также на облавах линию стрелков надо располагать так, чтобы они стояли лицом к ветру. При слабом ветре определить его направление легче всего по дыму папиросы (но не по отдаленному дыму из труб). Есть еще такой простой способ: вырвать из одежды пучок коротких волос и подбросить их вверх так, чтобы они рассыпались в воздухе. Направление их полета покажет, в какую сторону дует ветер. Вместо волос можно подбросить пыль или какой-нибудь легкий мусор.
Не мешает помнить, что в горах летом в хорошую погоду ветер дует по утрам вверх по течению рек, по вечерам же, наоборот — вниз.
Уничтожить запах человека невозможно. Звери с хорошо развитым обонянием (например, все виды оленей, козлов, медведи, кабаны, морские звери и др.) легко обнаружат охотника чутьем на значительном расстоянии, если ветер этому благоприятствует. Здесь не помогут никакие ухищрения.
Устраивая те или иные засады для подкарауливания зверей, совершенно необходимо принимать во внимание направление ветра. Засады делаются так, чтобы ветер дул от зверя на охотника. Кстати сказать, сидя в засаде, можно и покурить, лишь бы не обнаружить свое присутствие дымом и огнем папиросы.
Для обмана зверя охотники иногда пользуются таким приемом: едут к месту засады вдвоем на одной или двух лошадях. Один остается в засаде (не ступая на землю, если это лабаз), второй уезжает. Обычно так поступают при охоте на таких чутких и осторожных зверей, как медведь, волк, лисица.
Скрадывание и стрельба
Основные элементы искусства скрадывания нами уже разобраны и теперь остается подытожить то, что сказано выше.
Важнейшее значение имеет обстановка, в зависимости от которой и надо действовать. Фоны и пересеченность местности, погода, освещение, качество и состояние покрова, вид и поведение дичи — все должно быть учтено.
Скрадывая зверей или птиц, охотник должен одновременно применить все виды маскировки — зрительной, звуковой, запаха, все это вытекает из описанного. Быть всегда невидимым и неслышимым — вот к чему следует стремиться. Поэтому охотник должен вообще скрывать свое присутствие в данной местности. Звери и птицы не должны подозревать близости человека. Если охотник скрадывает дичь, укрываясь от нее непроницаемыми для глаза заслонами, например, складками местности, он должен двигаться без шума, но быстро. Иначе животные в это время могут переместиться незаметно для скрадывающего.
При скрадывании иногда приходится одновременно укрываться и от некоторых птиц (кедровки, сороки, сойки, некоторые мелкие птицы), потому что они часто поднимают крик и выдают охотников.
Если из-за отсутствия укрытий приходится подходить к животным на виду, то нельзя двигаться прямо на них. Лучше идти круговым движением, постепенно сокращая расстояние.
Остановимся еще на вопросе о стрельбе, обычно резко нарушающей маскировку.
Судьбу зверей или птиц охотник решает чаще всего первым выстрелом; дичь бывает или поражена, или же она скрывается. Зверей и птиц пугают звуки выстрелов, пороховой дым и близкие удары дроби и пуль по ветвям деревьев, земле, траве, снегу и воде. Пожалуй, не меньше беспокойства причиняют им быстрые движения охотника, обыкновенно следующие сразу за стрельбой. Поэтому, если нет особой надобности, лучше неподвижно застыть после выстрела, внимательно наблюдая за его результатом.
Нередко бывают случаи, что звери или птицы, не задетые первым выстрелом, остаются на виду и могут быть убиты последующими выстрелами; например, это часто случается при стрельбе по нашим оленям — лосям, изюбрам, косулям, а также тетеревам и глухарям, сидящим на деревьях.
С точки зрения маскировки лучше пользоваться бездымным порохом. Тогда дым не пугает дичь, к тому же и звук выстрела слабее, чем при дымном порохе. Кстати сказать, небольшой дымок нитропороха бывает лучше виден в сыром воздухе, особенно после дождя. Звук выстрела в большой степени зависит от калибра оружия, силы патрона, а также от температуры и влажности воздуха; в сухую погоду, а тем более в мороз он сильно ослабевает.
При стрельбе из винтовок и карабинов звук выстрела получается короче и резче, словом, гораздо менее шумным. Следовательно, если условия охоты позволяют, лучше пользоваться нарезным оружием, но только не винтовками под стрелковый патрон калибра .22 (5,6 мм) бокового огня. С ними можно охотиться лишь на белок и менее крупных зверьков, а также на птиц не крупнее голубя. Иначе неизбежен огромный процент бесполезно теряющихся подранков.
Стреляя птиц, держащихся табунками, выгоднее направлять свои выстрелы в первую очередь в тех, которые сидят одиночками, поодаль от остальных. Если же таких нет, бить сначала нижних. Тогда остальные птицы пугаются меньше.
Никогда не следует стрелять на дистанциях, недоступных для боя ружья или искусства стрелка (из винтовки), «на авось». Это значит — просто пугать дичь. Лучше пропускать ее без выстрела. К таким, напрасно не напуганным животным, нередко удается вскоре же подкрасться на верный выстрел.
И вообще на охоте незачем делать лишние, ненужные выстрелы, которые лишь напоминают зверю о присутствии человека.
Если зверь набегает на охотника, поднимать ружье и прикладываться, лучше, подпустив его поближе, и в тот момент, когда он проходит за каким-нибудь укрытием: стрелять же — как только он снова покажется.