Рынок — беспристрастный судья любого маркетинга.
Деятельность словацких и хорватских коллег лишний раз убедительно доказывает, что ни оригинальность конструкции, ни качество самого изделия отнюдь не являются необходимыми предпосылками успеха на американском рынке.
Главное — найти деловых партнеров и соблюдать их правила игры…
Американский клон Hrvatski Samokres
судьбе данной модели после поступления на рынок США произошли довольно важные изменения. Она стала успешной. Дорога к процветанию оружейных производителей ведет через рынок США. Вопрос в том, как туда попасть. «Там никого не ждут, там своих достаточно» — первое впечатление от бизнеса в США, сложившееся у самого автора проекта Hrvatski Samokres в 1996 г. после первой — неудачной попытки туда ворваться со своим креативом. Вторая, предпринятая совместно с американским партнером в 2006 г., можно сказать удалась. Вывод: надо заинтересовать партнера.
Заинтересовало американцев и небольшое хорватское предприятие HS Product — прежде IM Metal, производитель пистолета HS2000. Причем настолько, что партнером хорватов в США стала компания Springfield Armory — весьма заметная величина на американском рынке. Как следствие — 90% объема производства HS Product, достигающего между прочим 30000 пистолетов в год, теперь реализуется на американском рынке. В настоящее время пистолет известен каждому американскому pistolero — только не под собственным именем, HS никто в США по-прежнему знать не желает, а под маркировкой американского партнера, звучащей ни много ни мало — Springfield Armory Extreme Duty (XD) знает каждый.
Объективно — успех, достигнутый небольшой, в условиях глобализации, ценой отказа от самоидентификации. Хорватам и их предприимчивым американским коллегам, к слову. Не имеющим ничего общего, кроме зарегистрированного бренда, с прежним казенным предприятием — Springfield Armory, удалось то, что оказалось не под силу предшественникам. Они устояли на американском рынке с более или менее контрафактным «Глоком», что в свое время не удалось даже S&W с его Sigma. Даже внешне оружие напоминает Glock третьей серии. Только в новейшем XD M дизайн затвора и рукояти управления огнем с отъемной задней стенкой заимствован у SIG-Pro и USP Expert. Основное отличие дизайна HP/XD — иной, чем в Glock, и подобный М1911, угол наклона рукояти управления огнем. Форма рукояти в пистолетах калибра 9 мм Люгер напоминает FN HP и только в оружии калибра .45 АСР приближается к новым Glock Short Frame.
Когда изучаешь конструкцию HS2000, не можешь отделаться от впечатление, что автором дизайна был специалист по патентному праву. Основное техническое отличие хорватского пистолета от других гордо именуется USA — Ultra Safety Assurance. Аббревиатуру придумали партнеры из Springfield Armory. А сама конструкция представляет собой «глоковский» УСМ типа Safe Action, но с полностью взведенной в боевом положении пружиной ударника. Фактически XD имеет ударниковый УСМ типа SA, только его спусковые характеристики ощущаются пользователем как Safe Action. Хитро и вполне по-американски. В соответствии с господствующим на американском рынке требованием безопасности усилие спуска приближено к типично «глоковскому», разработанному некогда для NYPD — 26N. Только у хорватского пистолета путь спускового курка покороче.
На взведение ударника указывает выступающий сзади из затвора штифт. В дополнение к USA в пистолете предусмотрен целый ряд предохранителей (автоматический, рукояточный, на спусковом крючке), должных предупредить непроизвольный выстрел и связанный с ним многомиллионный иск потерпевшего к продавцу и производителю оружия. Еще одним элементом конструкции, потенциально ведущим к искам, теперь уже со стороны пользователей, является необходимость при разборке отвести затвор назад, а для этого — нажать на спуск (возможно — с патроном в патроннике). Поэтому на случай разборки пистолет оснащен указателем наличия патрона в патроннике.