Многие охотники прекрасно знают и постоянно используют на охотах пулю Рубейкина. Неспециалисты называют ее "точеной". Такое обиходное название пуля Рубейкина получила потому, что изготавливают ее (вытачивают) на токарном станке. На самом же деле она относится к катушечным пулям, при изготовлении которых, в отличие от других пуль, выполненных из свинца, используются более твердые металлы: латунь, бронза, сталь.Название "катушечные" эти пули получили благодаря сходству форм корпусов пули с деревянной катушкой для ниток. громная популярность пули Рубейкина в среде охотников бывшего Советского Союза обусловлена простотой изготовления, а заготовкой может послужить любой болт подходящего диаметра или обрезок арматуры для железобетонных конструкций. Поскольку пуля эта подкалиберная, при снаряжении пулевого патрона понадобится контейнер. К ее достоинствам можно отнести и неспособность к рикошету, что позволяет использовать ее для охоты на копытных в лесу с довольно густым подлеском, когда стрелять приходится сквозь заросли кустарника. Пуля срезает ветки, не отклоняясь в сторону.
Решение Рубейкина родилось не на пустом месте и не было первым шагом в разработке катушечных пуль. В восьмидесятые годы прошлого столетия охотники Советского Союза познакомились в журнале "Охота и охотничье хозяйство" с детищем француза Роланда Блондо, появившемся во время второй мировой войны. Именно этой пулей участники французского движения Сопротивления крушили из обыкновенных дробовиков во время ночных вылазок дюралевые блоки двигателей автомобилей оккупантов. Баллистические характеристики пули Блондо оказались столь удачными, что и после войны она осталась в арсеналах охотников. На устраиваемых во Франции соревнованиях стрелков из гладкоствольных ружей при стрельбе на дистанции восемьдесят ярдов пулей Блондо были получены прекрасные результаты. Поиски путей достижения того, чтобы стальной корпус пули не портил стенки канала ствола и дульного сужения ружья, привели Блондо к очень простому решению. В специальных пропилах переднего и заднего дисков корпуса пули разработчик закрепил узкие свинцовые пояски, предохраняющие канал ствола от соприкосновения со стальной поверхностью пули, что уменьшило сопротивление движению пули по каналу ствола и позволило предотвратить потери кинетической энергии.
Блондо создавал свою пулю подпольно и провести детальные экспериментальные исследования не мог. Похоже, что соотношение масс головной и хвостовой частей, принималось им лишь с учетом теоретически рассчитанного сопротивления пули встречному потоку воздуха. Для улучшения стабилизации пули в полете конструктор сделал более массивной хвостовую часть, предполагая, что она будет принимать на себя большую часть нагрузки, вызванной сопротивлением воздушного потока.
Рубейкин несколько изменил конструкцию пули Блондо, убрав свинцовые пояски, сделал ее подкалиберной и развернул более массивной частью корпуса вперед, изменив и геометрию дисков. Можно предполагать, что к такому конструкторскому решению Рубейкин шел следующим образом. Испытав пулю Блондо без поясков в контейнере, он подогнал ее высоту к глубине стандартного дробового контейнера и попробовал устанавливать ее более массивной частью вперед. Результат стрельбы оказался вполне удовлетворительным.
Журнал "Охота и охотничье хозяйство" в свое время опубликовал достаточно статей, посвященных пулям катушечного типа и их испытаниям. На его страницах можно было увидеть пули с абсолютно одинаковой геометрией головного и хвостового дисков, с поясками на них не из свинца, а из пластмассы. Была представлена и информация о том, как пулю Блондо оснастить аэродинамической иглой, а также информация о пуле "Упа" (выпускаемой одно время в Туле), которая, на мой взгляд, тоже представляет определенный интерес. Пуля "Упа" катушечного типа с двумя одинаковыми, сравнительно тонкими дисками в головной и хвостовой частях. Между ними на стержне корпуса свободно двигается третий диск большей толщины и с отверстием. В момент выстрела и в полете этот диск находится в хвостовой части, а при ударе в цель — перемещается вперед и как бы увеличивает силу удара пули.
В настоящее время установлено, что парусность дисков в стабилизации полета пули катушечного типа не имеет особого значения. В отличие от пули Блондо у пули Рубейкина массивный диск расположен впереди, но и пули с совершенно одинаковыми дисками вполне нормально стабилизируются в полете.
Несколько позже катушечные пули стали экспансивными. Это значит, что корпус такой пули сильно деформировался при ее попадании в цель, раскрываясь подобно лепесткам цветка. Полость корпуса экспансивной пули, выполненного в виде рюмки, заполняется свинцом, в котором вдоль продольной оси пули устраивается экспрессивная полость. Речь идет о пулях Пасечного и Бублия (в журнале "Зброя та Полювання" № 1 за 2001 год им посвящена статья "Экспансивные пули для гладкоствольного оружия").
В контексте разговора о пулях катушечного типа необходимо упомянуть и пулю Бреннеке второго образца, разработанную в начале ХХ века. В ее конструкции четко просматривается утонченная шейка в месте крепления войлочного стабилизатора. Эта часть корпуса внешне в какой-то мере роднит ее с пулями катушечного типа и вполне могло случиться так, что начало этому новому направлению положила бы пуля Бреннеке, а не Блондо.
Все типы катушечных пуль объединяет еще и то, что их появление вызвано не совсем обычными обстоятельствами. Если пуля Блондо разработана одним из участников движения Сопротивления для борьбы с автомобильной техникой, то пули Рубейкина, Бублия и Пасечного созданы в СССР охотниками-любителями. В Советском Союзе периферия плохо снабжалась всем необходимым для охоты. Но "голь на выдумку хитра" и можно с уверенностью сказать, что авторами катушечных пуль были не специалисты-оружейники, а люди, хорошо разбирающиеся в оружии, боеприпасах и имеющие знания по баллистике гладкого ствола, отчетливо представляющие, что каждый тип пуль обладает определенными характеристиками и допускает применение только в соответствующих условиях. Например, пули, пригодные для охоты на крупного зверя среди зарослей, малоэффективны при дальней стрельбе на открытой местности. Катушечные пули при правильном снаряжении боеприпасов дают на средних дистанциях не только отличный результат точности попадания, но и не оставляют подранков. Благодаря плоской головной части, переходящей в боковую поверхность под прямым углом, и жесткой, практически не деформируемой конструкции корпуса, в момент попадания в цель пули не расходуют энергию на деформацию, а передают ее тканям поражаемой дичи, разрушая их, что обуславливает их высокую поражающую способность. Это характерно только для неэкспансивных пуль, экспансивные ведут себя иначе.
Повторимся, что отсутствие рикошета у катушечных пуль делает их незаменимыми во время коллективных охот, при стрельбе на ближних дистанциях в камышах или в лесной местности с густым подлеском. В общем и целом эти пули в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним в подобных условиях.