Главная / 2001 / Оружие и охота №6

Глушители

Страница оружейника

Глушители, в которых реализуется принцип преобразования энергии пороховых газов в механическую, составляют третью группу глушителей.В 1898 г. француз Гумберт запатентовал насадку с шариковым клапаном (рис. 1), подробное описание которой приведено в первой части статьи о глушителях (см. журнал "Зброя та Полювання", № 1, 2001).

Системе высокой степени надежности и эффективности с механическим клапаном пинцетного типа посвящена статья, опубликованная в журнале "Зброя та Полювання" № 12, 2000 г. (рис. 2).

В глушителях этой группы энергия пороховых газов, проходящих через глушитель, затрачивается не только на работу клапана, но и на деформацию упругих элементов-демпферов, расположенных внутри корпуса глушителя. Самое простое решение здесь — сделать расширительные камеры не постоянного (фиксированного) объема, а дать возможность диафрагмам свободно перемещаться внутри корпуса глушителя, установив между ними не втулки, а специально подобранные пружины. В этом случае перегородки, как поршни в цилиндре, будут стремиться под воздействием давления газов сместиться вперед, сжимая пружины (рис. 3). Именно такой принцип использовала французская фирма "Gaucher" ("Гоше") в бесшумном пистолете "Phantom" ("Фантом") калибра .22 L.R., сочетав его с интегрированным глушителем.

Снижение звука выстрела может быть достигнуто при продольном перемещении корпуса глушителя относительно его внутренней части, неподвижно закрепленной на конце ствола. Именно такое решение предложил в 1984 г. германский оружейник Сматч (J.R. Smatch). Глушитель перед выстрелом почти полностью надвинут на ствол. Во время выстрела газы, направляемые каналами, высверленными в неподвижно закрепленной части, подобной дульному компенсатору, воздействуют на внутренние перегородки внешнего корпуса, заставляя его перемещаться вдоль ствола. Когда корпус глушителя полностью выдвигается вперед, его задняя часть образует расширительную камеру, куда отводятся газы, не участвующие в механической работе. Здесь они расширяются, остывают и стравливаются в атмосферу через ряд капиллярных отверстий (рис. 4). После падения давления корпус возвращается на место под действием возвратных пружин, укрепленных на двух направляющих, расположенных по бокам ствола (рис. 5). Устройство это интересно инженерным решением, но не лишено недостатков: 1. Во время выстрела изменяется длина оружия и соответственно его баланс (впрочем, на практике это может препятствовать подбрасыванию оружия вверх).

2. Из оружия нельзя вести автоматический огонь, так как срабатывание такого глушителя происходит по времени гораздо медленнее, чем пауза между двумя выстрелами в очереди.

3. Достаточно сложная технология изготовления и подгонки внешней и внутренней частей глушителя.

4. Необходима тщательная чистка поверхностей, поскольку образующийся нагар может вызвать заклинивание деталей глушителя.

*** В феврале 1929 г. на имя братьев Митиных, авторов конструкции винтовочной насадки "Брамит" — самого распространенного глушителя времен второй мировой войны — был выдан патент на изобретение "револьвера для беззвучной стрельбы с применением ведущего пулю и остающегося в канале поддона увеличенного диаметра". Что же представляло собой это изобретение? Оружие было создано на базе револьвера "Наган". У дульного среза ствола оно имело насадку с еще одним барабаном, жестко соединенным осью с основным, содержащим патроны (рис. 6). Чисто внешне гильзы специальных патронов для стрельбы из этого револьвера ничем не отличались от обычных, но внутри гильзы, на заряде пороха, помещался металлических поддон в виде стаканчика со вставленной в него малокалиберной пулей. При выстреле поддон, перемещаясь по каналу ствола и вращаясь, придавал вращательное движение заключенной в него пуле. После этого он попадал в камеру второго барабана и там заклинивался. А пуля вылетала из оружия, поражая цель. Неизвестно была ли эта конструкция воплощена в металл, но она явилась первой системой, работающей по принципу переменно-замкнутого объема, когда пороховые газы, расширившись после сгорания и придав движущий импульс снаряду, остаются изолированными в какой-либо емкости или объеме. В данном случае этим объемом являлась система, состоящая из стреляной гильзы, канала ствола и камеры второго барабана, выходное отверстие которой было перекрыто поддоном. При взведении курка револьвера для очередного выстрела барабан перемещался назад и в образовавшуюся щель выходили наружу уже остывшие пороховые газы. При перезаряжании оружия из барабанов поочередно удалялись стреляные гильзы и застрявшие поддоны. Учитывая эти сложности, конструкция была признана несовершенной. С целью добиться того, чтобы выполнившие свою работу пороховые газы остались закупоренными в гильзе, понадобились годы упорного труда многих разработчиков.

Следующим конструктором, занявшимся разработкой приспособлений этого типа для стрелкового оружия, стал Е.С. Гуревич, работавший в годы войны на Тульском оружейном заводе. Он не стал приспосабливать какой-то из существующих образцов, а разработал новую систему "спецоружие-спецпатрон". С тех пор все дальнейшие изобретения, сделанные в этом направлении, основывались на аналогичной схеме. Пистолеты Гуревича калибров 6,5 и 5,6 мм представляли собой "переломные" однозарядные модели. А для производства спецпатронов использовались металлические гильзы охотничьих 20 и 32 калибров. В гильзы на заряд пороха досылали специальные герметичные пыжи и заливали сверху воду. В дульце гильзы закреплялась втулка с внутренним диаметром, соответствующим калибру пули. Пуля, выполняя роль пробки, закрывала это отверстие, и патрон был готов к применению (рис. 7). Во время выстрела пыж вытеснял воду из гильзы, а она приводила в движение пулю. Дойдя до втулки, пыж останавливался, и газы оказывались запертыми внутри гильзы. Скорость пуль была дозвуковой: 189–239 м/с (калибра 6,5 мм) и 201–222 м/с (калибра 5,6 мм), а выстрел — бесшумным. Но пистолет во время выстрела напоминал пульверизатор из-за водяной взвеси, вырывавшейся из ствола вслед за пулей. К тому же он не годился для стрельбы на морозе (рис. 8).

И тем не менее, это были первые в мире работоспособные конструкции такого рода. Гуревичем также был создан 7,62-мм пятизарядный револьвер, изготовленный по госзаказу небольшой партией. Получило ли боевое крещение это оружие, остается тайной.

Свою оригинальную точку зрения на принцип действия специального патрона выразил конструктор И.Я. Стечкин. Произошло это уже в 1954 г. Суть технического задания, за выполнение которого взялся всемирно известный конструктор, сотрудник ЦКБ-14, И.Я. Стечкин, состояла в разработке бесшумно стреляющего портсигара. Размеры спецоружия диктовали и величину спецпатрона. Первый вариант такого боеприпаса, СП-1, пробовали разработать на базе гильзы 9-мм патрона ПМ. Но он так и остался опытным образцом. Следующий вариант — 7,62ґ35-мм спецпатрон СП-2 и спецоружие — трехствольный портсигар — были рекомендованы для доработки. Технологические операции осуществлял инженер И.С. Губель. Изделия успешно прошли испытания и в 1955 г. были приняты на вооружение.

Стечкин нашел самое верное решение конструкции спецпатрона. Эта схема используется и поныне. Патрон СП-2 (рис. 9) состоял из стальной гильзы бутылочной формы, пули специального назначения и дюралевого поддона, располагавшегося над пороховым зарядом. Спецпуля была снабжена цилиндрическим хвостовиком, опиравшимся на поддон. Во время выстрела, поддон, как поршень, перемещался в гильзе и через хвостовик выталкивал пулю в ствол, задавая поступательный импульс. Дойдя до сужающегося дульца гильзы, поддон останавливался и надежно отсекал газы внутри объема. Длина СП-2 составляла 42 мм, максимальный диаметр гильзы — 10,5 мм. Масса пули при длине 31 мм — 6,2 г. Начальная скорость — 180 м/с.

Следующий вариант аналогичного патрона под обозначением СП-3 был создан в 1965—1966 гг. инженером Розановым (рис. 10). Суть разработки состояла в замене специальной пули 7,62-мм штатной для использования в двуствольном малогабаритном пистолете МПС и стреляющем ноже разведчика НРС. Очень уж хотелось разработчикам, чтобы противник не мог догадаться, из какого оружия был произведен выстрел. Пуля выталкивалась из гильзы телескопическим стержнем, что осложнило технологию производства спецпатронов. После выстрела длина гильзы увеличивалась с 35 до 55 мм, что явилось препятствием к проектированию автоматического оружия под этот патрон. Патрон и оружие были приняты на вооружение. Но обнаружились и недостатки: следы на пуле, оставшиеся от шести нарезов, и угол их наклона явно указывали на применение спецоружия; случались разрывы гильзы вследствие малой толщины ее стенок.

Для устранения недостатков, оставив прежнюю штатную пулю калибра 7,62 мм со стальным сердечником, конструкторы упростили толкатель, сделав его одноступенчатым. А что бы продлить расстояние, на котором толкатель воздействует на пулю, а заодно и повысить ее энергию за счет увеличения заряда пороха, они разработали новую толстостенную гильзу высотой 62,8 мм. Патрон получил индекс 7,62ґ62,8 мм ПЗ "Змея". Предназначался патрон для двуствольного специального пистолета С-4 "Гроза". В ходе усовершенствования "Змеи" появились патроны ПЗА и ПЗАМ к пистолету С-4М. Они перед заряжанием парами вставлялись в обойму и также с обоймой извлекались после выстрела (рис. 11).

Примерно в это же время американцы, почти в точности повторив схему советского спецбоеприпаса, разработали свой. Взяв серийный револьвер калибра .44 "магнум", они заменили в нем нарезной ствол гладким, а каморы барабана рассверлили под гильзу своего спецпатрона. Внутри гильзы находился колпачок — поршень и, как сейчас говорят, "пыж-концентратор" с 15 дробинами. Во время выстрела поршень выталкивал снаряд и застревал во внутренней резьбе дульца гильзы, запирая пороховые газы. Дробовой снаряд, вылетев из ствола, избавлялся от концентратора и поражал цель.

В 1983 г. в СССР был принят на вооружение самозарядный специальный пистолет (ПСС) внешне ничем не отличающийся от обыкновенного. Своим существованием он обязан новому боеприпасу 7,62ґ42 мм СП-4, повторяющему принцип работы СП-2, но более совершенному. Пуля представляет собой цилиндр, в головной части которого находится кольцо ведущего пояска. Она обжимается вровень с дульцем бутылочной гильзы. Донце пули опирается на поршень. Конусообразный выступ в центре поршня входит в соответствующую выемку в донце пули и центрирует ее положение в гильзе. Выстрел происходит по уже описанной схеме. Общая длина патрона — 42 мм, масса — 23 г. Длина пули — 28,5 мм, масса — 10 г, начальная скорость — 200 м/с. Масса заряженного пистолета — 850 г, емкость магазина — 6 патронов, длина ПСС — 165 мм. Неофициальное название комплекса —"Вул". Под этот же патрон был разработан однозарядный стреляющий нож разведчика НРС-2.

Существуют конструкции крупнокалиберного оружия, основанного на этом принципе. Так, в годы Великой Отечественной войны в СССР испытывался бесшумный миномет. В условиях военного времени и в силу причин, связанных со сложностью технологии изготовления, конструкция не была доведена до завершения. В настоящее время в России ведутся разработки по созданию бесшумных "выстрелов" для подствольных гранатометов.

Спецпатроны стрелкового оружия представляют собой опасность, потому что их гильзы после выстрела находятся под сильным внутренним давлением. Их рекомендуют уничтожать методом подрыва.

По степени глушения звука боеприпасы и спецоружие этого типа занимают лидирующее положение в мире "бесшумного" оружия.

*** Прогнозируя процесс дальнейшего развития глушителей, можно утверждать, что приборы первых трех групп будут совершенствоваться за счет комбинирования нескольких схем работы в одном глушителе. Удачный подбор элементов в такой комбинации под определенный тип патрона позволит максимально уменьшить звук выстрела при минимальном рассеивании попаданий.

На ближних дистанциях стрельбы в пределах 25 м все более широко будет применяться спецоружие, использующее боеприпасы с переменно-замкнутым объемом. Совершенствуясь, оно будет увеличивать энергию и пробивающую способность пули, но основанное на этом самом эффективном способе глушения звука выстрела, так и останется оружием ближнего боя.

Использование глушителей в охотничьем оружии безнравственно, такая охота сродни браконьерству. Оправдывать применение этих устройств на охоте своим неумением попасть в цель с первого выстрела — верх лицемерия. Применение глушителей браконьерами служит отягощающим их вину обстоятельством и должно преследоваться по всей строгости закона.

Для любителей "тихой" охоты во всем цивилизованном мире существует другое оружие — лук и арбалет. К большому сожалению, применять на охоте в нашей стране это оружие на законных основаниях нельзя.