Когда в ходе второй мировой войны наступил решительный перелом отнюдь не в пользу Германии, руководство Третьего рейха заметалось в поисках путей выхода из создавшегося положения. После сражений под Мидуэем, Эль-Аламейном и Сталинградом, высадки союзных войск в Северной Африке и Сицилии и особенно после Курской битвы, начались лихорадочные поиски путей создания "чудо-оружия", способного изменить ход войны.Создавались реактивные самолеты, ракеты, управляемые торпеды и бомбы, новые артиллерийские системы и системы залпового огня. На этом фоне усилия немецких ученых и конструкторов, разрабатывавших новые виды вооружения для военно-морского флота, не решавшего исход ожесточенных сражений на Восточном фронте, но поглощавшего значительные трудовые и экономические ресурсы Германии, остались для многих незамеченными.
Командование Вермахта, руководившее военными действиями на море, все отчетливее сознавало, что битва за Атлантику решается не в пользу Германии: противолодочные поисково-ударные группы союзников, в состав которых неизменно включались авианосцы, и новые радары сантиметрового диапазона радиоволн, которыми оснащались их самолеты, не позволяли немецким подводным лодкам (ПЛ) атаковать следовавшие за этими группами морские конвои, загоняя их на глубину и вынуждая покидать районы интенсивного движения конвоев. Союзники готовили высадку стратегического десанта на европейский континент. А защищаться немцам было нечем: в воздухе господствовал враг и не давал возможности действовать ни ПЛ, ни надводным силам флота. Весной 1944 г., накануне Нормандской операции, немецкий инженер Мор (сотрудник Научно-исследовательского центра испытания торпед в Эккернферде), предложил новое оружие — одноместную полуподводную лодку на базе серийной электрической торпеды G7Е, у которой вместо головной части, снаряжаемой взрывчатым веществом, располагалась кабина с прозрачным колпаком полусферической формы. Снизу этой торпеды-лодки крепилась обычная боевая торпеда G7Е. Обе торпеды двигались под водой, лишь прозрачный колпак не более чем на полметра возвышался над поверхностью, и рулевой мог ориентироваться и наводить торпеду на цель. Управляемая человеком торпеда получила название "Нэгер" (в переводе с немецкого —"негр"). При водоизмещении 2,7 т и длине 7,65 м она могла развивать скорость 3,2 узла (около 6 км/ч), а после выпуска торпеды ее скорость увеличивалась до 4,2 узла (7,7 км/ч). "Нэгер" погружалась в воду не полностью, а плыть могла только при штиле. Запас хода этой торпеды-лодки составлял 30 миль (около 55 км). Это ограничивало возможности ее применения в условиях морского боя. Всего было построено около 200 "Нэгеров". Первая боевая операция отряда этих торпед в составе 17 единиц состоялась в ночь с 20 на 21 апреля 1944 г. в Средиземном море. Она была организована с целью ликвидации десантных судов союзников, укреплявших свои плацдармы в районе Анцио и Неттуно (в 40 км от Рима). В ходе этой операции были атакованы и уничтожены два небольших сторожевых катера.
Следующая операция с участием этих новых штурмовых средств была проведена в начале июля в бухте Сены, где английские корабли поддерживали действия сухопутных войск артиллерией крупных калибров. В ходе ее проведения уцелело лишь 14 торпед. Свидетели, наблюдавшие за боем с берега, утверждали, что они слышали сильные взрывы, вслед за которыми начиналась стрельба из всех видов корабельного оружия с использованием трассирующих и осветительных снарядов. Поскольку в это же время и в этом месте был торпедирован тральщик "Кейтоу", можно предполагать, что он стал добычей "Нэгера". В ходе этой операции был потоплен также польский крейсер "Дрэгон".
В середине августа 1944 г. флотилия "Нэгеров" в последний раз выступила против флота союзников, уничтожив английский эсминец "Айсис". Потери "Нэгеров" были очень велики, а эффективность поражения целей — низкой. Были предприняты попытки улучшить тактико-технические характеристики торпед-лодок: их оснастили балластными цистернами, обеспечивавшими возможность их кратковременного погружения на глубину 10 м. Новая торпеда-лодка, получившая название "Мардер" ("Куница"), водоизмещением 3 т (без учета массы закрепленной боевой торпеды) и длиной 8,3 м могла развивать скорость до 4 узлов. Всего на верфях Германии было построено около 300 "Мардеров". Было сформировано несколько флотилий "Куниц", направлявшихся в различные районы боевых действий, главным образом в Италию. Но их так ни разу и не пустили в ход вплоть до окончания войны, поскольку отсутствовали условия, необходимые для успешного применения этих торпед.
Немецкие конструкторы разработали еще один проект под названием "Хаи" ("Акула"), целью которого было дальнейшее усовершенствование "Мардера". Длина этой управляемой человеком торпеды-лодки составляла 11 м при водоизмещении 3,5 т (не считая массы боевой торпеды, закрепляемой, как и в предыдущих вариантах, под корпусом). Она отличалась от "Мардера" лишь значительно большим запасом хода, достигнутым за счет существенного увеличения емкости аккумуляторной батареи (пришлось удлинить корпус с тем, чтобы в нем могли разместиться дополнительные аккумуляторы). Однако дальше создания единственного, опытного экземпляра дело не пошло. Так и не выполнив свое назначение, это оружие покинуло поле сражения.
В 1944 г. под руководством профессора Корнелиуса была построена одноместная карликовая подводная лодка "Кляйнэр Дэльфин" ("Маленький дельфин"), обладавшая способностью к динамическому погружению. Ее водоизмещение составляло 2,8 т, длина — 5,1 м, диаметр — 1 м. Лодка приводилась в движение с помощью электродвигателя от торпеды мощностью 13 л. с. и могла развивать скорость до 19 узлов (35 км/ч). Под днищем "Дельфина" крепилась торпеда или буксируемая мина. Однако запас хода лодки не превышал 3 миль, чего было явно недостаточно.
Специалисты-оружейники Вермахта приступили к разработке более совершенной двухместной лодки "Гроссэр Дэльфин" ("Большой дельфин"), вооруженной двумя торпедами. Ее водоизмещение должно было достичь 8 т, длина — 8,68 м. В качестве энергетической установки предполагалось использовать дизельный двигатель мощностью 25 л. с. или же парогазовую турбину. Скорость надводного хода, развиваемая лодкой, определялась в пределах 30 узлов при запасе хода 100 миль. Под водой "Большой дельфин" мог проплыть 30 миль со скоростью 14 узлов. Но все планы создания "Дельфинов" остались на бумаге так же, как и проект подводной лодки "Швертвал" ("Рыба-меч") с предполагаемыми характеристиками: длина — 10,24 м, ширина — 1,54 м, высота — 1,7 м. В качестве силовой установки в ПЛ должна была использоваться турбина Вальтера мощностью 500 л.с., благодаря которой лодка могла бы развить скорость надводного хода 32 узла при запасе хода 100 миль и скорость подводного хода 28 узлов при запасе хода 30 миль. "Рыбу-меч" предполагалось вооружить двумя торпедами типа G7. Лодка была рассчитана на управление одним человеком.
Погружающееся одноместное штурмовое средство "Бибер" ("Бобр"), часто ошибочно именуемое карликовой подводной лодкой, было разработано по инициативе капитана третьего ранга Г. Бартельса — героя Норвежской операции. 9 февраля 1944 г. он заключил с директором Любекской верфи контракт о создании этого носителя торпед, а 23 февраля подготовил проект, в соответствии с которым 15 марта был изготовлен первый образец, получивший наименование "Адам". 18 марта прошли его первые испытания, закончившиеся неудачей, после чего он был доработан и 29 марта успешно "сдал экзамен" в присутствии гросс-адмирала К. Деница. "Биберы" были переданы в серийное производство, и до конца войны оружейные заводы Германии изготовили 324 единицы этих изделий. Длина "Бибера" составляла 9 м, диаметр корпуса — 0,96 м, масса — 3,65 т (без учета двух боевых торпед). Он был оснащен автомобильным бензиновым двигателем мощностью 32 л. с. и двумя электродвигателями мощностью 13 л. с. (для полного хода — со скоростью до 5,3 узлов) и 4 л.с. (для экономного хода — со скоростью до 2,5 узлов), а также аккумуляторной батареей. Запас хода "Бибера" при использовании бензинового двигателя (электродвигателя) составлял соответственно 125(85) миль. Глубина погружения не превышала 20 м. "Бибер" был способен нести две 533-мм торпеды или мины. В его корпусе было четыре водонепроницаемых переборки и рубка, размещенная ближе к центру. Над рубкой возвышались перископ на уровне 1,5 м и "шнорхель" — труба для подачи внутрь корпуса воздуха.
В ночь с 29 на 30 августа 1944 г. 18 "Биберов" вышли в море для выполнения своего первого боевого задания в бухте Сены возле Фекана. Лишь два из них смогли подойти к конвою. Они потопили большой десантный корабль и судно типа "Либерти". Все 18 лодок возвратились невредимы и вскоре перебазировались в Роттердам, откуда с декабря 1944 г. по февраль 1945 г. атаковали конвои на подходах к устью Шельды и торпедировали мосты и другие речные сооружения. Всего в диверсионных операциях приняло участие 110 "Биберов", большая часть которых была уничтожена, причем не столько в результате действий авиации и кораблей противника, сколько по причине отравления их экипажей выхлопными газами двигателей и парами бензина, а также потери боеспособности вследствие кислородного голодания. Моряки войск союзников нередко обнаруживали на поверхности моря "Биберы" с мертвым или спящим экипажем. В феврале 1945 г. произошел несчастный случай: в Роттердамском порту собственная торпеда уничтожила почти всю флотилию "Биберов", что и послужило причиной того, что боевое использование этого штурмового средства было прекращено.
Представляет интерес один необычный проект использования "Бибера": транспортировка его к месту боевых действий на самолете. В Германии еще в конце 1941 г. началось строительство гигантской летающей лодки BV-238 V1, сконструированной специалистами фирмы "Блом и Фосс". Грузовой отсек самолета был переоборудован таким образом, чтобы в нем можно было перевозить штурмовое средство "Бибер", которое планировалось перебросить по воздуху в Красное море с тем, чтобы атаковать с его помощью торпедами и потопить возле входа в Суэцкий канал какое-нибудь большое судно с целью выведения на длительное время из строя этой важной транспортной артерии союзников. Однако до реализации задуманной операции дело так и не дошло: BV-238 V1 был уничтожен атаковавшими его истребителями-бомбардировщиками союзников. Строительство второй летающей лодки BV-238 V2 на верфи Везер в Бремене было прекращено еще в 1943 г.
Вообще, операция по блокированию Суэцкого канала с помощью подводного штурмового средства, транспортируемого к месту ее проведения на самолете, была весьма рискованным и сомнительным делом, окончание которого зависело от такого количества факторов, что надеяться на положительный исход не приходилось. На ход боевых действий, происходящих в Тихом океане, эта авантюра существенно не повлияла бы, так как там в это время главную роль играли американцы, имевшие свои каналы снабжения.
Следует упомянуть еще об одном неосуществленном проекте применения оружия "последней надежды". В начале ноября 1944 г. 265-я флотилия соединения "К" ("Кляйнкампффэрбанд", что в переводе с немецкого означает "соединение малого боя" — так называлось одно из диверсионно-штурмовых соединений военно-морского флота Германии), вооруженная "Биберами", прибыла в Северную Норвегию с целью подготовки и осуществления атаки г. Мурманска, где в бухте Ваенга базировались тяжелые корабли Северного флота — линкор "Архангельск" и крейсер "Мурманск". В качестве носителей "Биберов" (поскольку они сами не могли преодолеть расстояние до Ваенги) должны были использоваться подводные лодки, которые могли брать на борт по два штурмовых средства: один — спереди, а другой — сзади рубки. Испытания, в ходе которых проверялись возможности транспортировки этих торпедоносителей, были успешно проведены на Балтике. Вечером 5 января 1945 г. три немецкие подводные лодки с "Биберами" на борту вышли из базы (недалеко от Харстада, Северная Норвегия). Нападение на Ваенгу планировалось осуществить 8 января. Вскоре, однако, из-за сильных вибраций подводной лодки вышли из строя два "Бибера", а через некоторое время возле мыса Нордкап — еще два: нарушилась целостность уплотнения в бензопроводах. Эту неисправность невозможно было устранить своими силами. Но отряд, несмотря ни на что, продолжал двигаться в направлении Мурманска. Позже по той же причине вышли из строя еще два "Бибера". Пришлось прекратить операцию. Рейд на Мурманск был обречен на неудачу. Всему виной был опять-таки бензиновый двигатель, а точнее бензиновые пары, которые проникали через несовершенные уплотнения в бензопроводах и переборках в отсек водителя и не давали ему возможности выходить в автономное плаванье. Немецкие конструкторы, сделав из этого выводы, приступили к разработке новой модели "Бибера" с дизельным двигателем и экипажем 2 чел. Но до конца войны работы, начатые в этом направлении, так и не были завершены. Очередная попытка изобрести "чудесное оружие" и на этот раз закончилась неудачей.
Для атак против кораблей вторжения немцы разработали карликовые подводные лодки типа "Хехт" ("Щука"), проект конструкции которых создавался на базе захваченной ими английской лодки типа "Х". "Хехт" имела цилиндрический корпус диаметром 1,3 м, длину — 10,4 м, ширину — 1,7 м, водоизмещение — 9,47 т. В движение лодку приводил электрический двигатель мощностью 13 л.с., обеспечивавший скорость подводного хода 6 узлов и дальность плавания до 42 миль. Экипаж "Хехта" состоял из двух человек. К месту боевых действий "Щука" доставлялась на борту больших подводных лодок или иных транспортных средств. В качестве вооружения "Хехта" предполагалось использовать магнитные мины с часовым механизмом, которые взрывались после того, как отделялись от нее. Кроме того, предусматривалось вооружить лодку электрической торпедой. Были и такие "Хехты", в носовой части которых имелись герметичные кабины для перевозки трех диверсантов. Всего было построено около 50 "Щук". Но участия в боевых действиях они не принимали, а лишь использовались для обучения экипажей подводных штурмовых средств. Улучшенным вариантом "Хехта" была лодка "Мольх" ("Саламандра"), предназначавшаяся для атаки вражеских кораблей в портах и в открытом море, а также для защиты собственного побережья от десантных кораблей противника. Технические характеристики лодки: длина — 10,78 м, ширина — 1,82 м, водоизмещение — 8,4 т (не считая массы боевых торпед). Скорость подводного хода составляла 5 узлов. Источником энергоснабжения служили аккумуляторы, приводившие в действие электродвигатель мощностью 13 л.с. Запас хода составлял 75 миль. Корабль мог погружаться на глубину до 40 м. Вооружение состояло из двух электрических торпед типа G7, крепившихся снаружи корпуса. Базировались "Саламандры" в г. Антверпене. Всего было произведено около 390 лодок, но информации об их боевом применении нет.
Опыт применения штурмовых средств "Бибер" обнаружил их несовершенство и низкую эффективность. Он показывал, что пришло время создать что-то принципиально новое. Понадобилось шесть месяцев для того, чтобы на арену боевых действий вышло еще одно плавучее боевое средство —"Зихунд" ("Тюлень"). Это были настоящие подводные лодки, числившиеся официально как ПЛ типа XXVII В под номерами: U-5001 ... U-6351, водоизмещением 12,3 т (без учета массы боевых торпед), длиной 11,86 м и диаметром корпуса 1,36 м. Энергетическая установка ПЛ "Зихунд" состояла из дизельного двигателя мощностью 60 л.с., электродвигателя мощностью 25 л.с. и аккумуляторной батареи. ПЛ могла развивать максимальную надводную (подводную) скорость 7,75 (6) узлов (соответственно около 14 и 11 км/час). Запас топлива (0,5 т) обеспечивал дальность плавания на поверхности 270 миль при скорости 7 узлов, а под водой — 19 миль при скорости 6 узлов или 63 мили при скорости 3 узла. Когда топливо пополнялось за счет внешних топливных баков (цистерн), дальность плавания на поверхности достигала 500 миль (при скорости 7 узлов). ПЛ была вооружена двумя торпедами калибра 533 мм на внешней подвеске. Лодка могла погружаться на глубину до 30 м. Экипаж состоял из двух человек — командира и бортмеханика. Всего до апреля 1945 г. было построено 250 "Тюленей".
"Зихунды" использовались с января по апрель 1945 г. в районе между Темзой и Шельдой и в проливе Па-де-Кале. В боевых действиях приняли участие 70 "Тюленей", которые в отличие от обычных ПЛ могли противостоять авиации союзников — самого опасного врага немецкого флота. Время погружения "Зихундов" на глубину 5 м не превышало 6-7 секунд (а иногда и 4), тогда как обычная ПЛ водоизмещением 500 т выполняла эту операцию за 35-45 секунд (рекордной скоростью было 27 секунд). Кроме того, "Зихунды" оказались нечувствительными к взрывам глубинных бомб, которые лишь отбрасывали ПЛ, как мячики. Так, например, одна из лодок, которой управлял лейтенант Ливониус, выдержала взрывы 76 глубинных бомб, оставшись при этом неповрежденной.
Действуя в самых сложных условиях, "Тюлени" успешно боролись с многочисленными сторожевыми кораблями союзников. Первые ПЛ этого типа были созданы в сентябре 1944 г. и готовились к боевым операциям на Балтике. Обучение экипажей продолжалось до декабря. Зимой 1944 г. "Зихунды" были перебазированы в Эймейден (Голландия), откуда они выходили для выполнения заданий до конца войны. Накануне нового 1945 г. первая флотилия "Тюленей" в составе 18 ПЛ вышла в море, но на базу вернулись только две лодки — остальные пропали без вести. Это, однако, не повлияло на их "график работ", и 17 января очередные 10 "Тюленей" вышли в море. Через трое суток все ПЛ вернулись, так и не выполнив боевого задания. И только в начале февраля одному из "Зихундов" удалось потопить транспортное судно водоизмещением 3000 т. С этого дня в море регулярно выходили сразу 40 "Тюленей" (некоторые по 3-4 раза в день). Им было легко ориентироваться как днем, так и ночью, поскольку союзники на протяжении всего фарватера от Темзы до Шельды установили через каждые 2 мили светящиеся буи. Они были хорошо видны, и "Зихундам" оставалось лишь приблизиться к этому "проспекту" и ждать подходящего случая для атаки. Новый командир флотилии — кавалер ордена Рыцарского Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами — известный подводный ас, капитан третьего ранга Альбрехт Бранди, изменил тактику использования лодок: теперь они выходили на боевое задание не группами, а поодиночке, обособленно одна от другой, что повысило эффективность их боевого применения и сократило потери. Находясь рядом, ПЛ все равно не могли поддерживать друг друга. К тому же, обнаружить группу было намного легче, и это позволяло противнику своевременно уклониться от атак ПЛ. Бранди признавал сообщения о победах экипажей ПЛ достоверными лишь в том случае, если время и место потопления, указанные ими, совпадали с данными службы радиоразведки. Согласно данным, проверенным таким образом, с февраля по апрель "Зихунды" нанесли большой урон союзникам, уничтожив корабли общим водоизмещением 93 тыс. т. В действительности, за этот период было потоплено больше судов суммарным водоизмещением 120 тыс. т. Об этом свидетельствуют сведения, полученные после войны из британских источников. Кстати, и гибель французского эсминца "Ла Комбатант" также приписывается "Тюленям".
Последним заданием, которое пришлось выполнять "Зихундам" накануне капитуляции Германии, была доставка продовольствия и почты в отрезанную от всего мира с суши и моря крепость Дюнкерк. Три лодки, приплывшие в Дюнкерк последними, были затоплены. Однако французские моряки подняли их со дна моря, и теперь они экспонируются в морском музее в Париже.
С учетом опыта боевого использования "Тюленей" был разработан новый тип ПЛ — так называемые "Крайслауф-Зихунд". На лодке был установлен новый дизельный двигатель, работающий по замкнутому циклу. Благодаря этому она стала полностью автономной, возросла скорость ее подводного хода и маневренность во время погружения и всплытия. По сравнению с обычным "Зихундом", лодка была длиннее на полтора метра и с несколько большим водоизмещением. Но построить новые ПЛ немцы уже не успели.
Следует упомянуть еще одно универсальное боевое средство, созданное в Германии в годы второй мировой войны, которое планировалось использовать как для десантирования, так и для проведения штурмовых операций на море. Это была довольно оригинальная амфибия "Зитойфель" ("Морской дьявол") длиной 14,2 м, шириной 2 м и водоизмещением 30 т. Вооружение "Дьявола" состояло из двух торпед, двух мин, тяжелого пулемета или огнемета. Экипаж насчитывал два человека. Лодка "Зитойфель" была оснащена энергетической установкой, куда входили дизельный двигатель мощностью 250 л.с. и электродвигатель мощностью 100 л.с. На поверхности воды "Дьявол" развивал скорость до 10 узлов, под водой — 6 узлов, дальность плавания на поверхности воды — 1000 миль, а под водой — 10 миль. Амфибия могла погружаться на глубину 25 м. Благодаря наличию гусениц она самостоятельно спускалась с берега в воду и выходила на берег. На суше амфибия развивала скорость до 8 км/ч. "Зитойфель" имел характерную плексигласовую кабину над люком, расположенным на небольшой башне в носовой части. Амфибия была оборудована УКВ-радиостанцией. Испытания показали, что двигатель не обладает достаточной мощностью для того, чтобы это транспортное средство могло выходить из моря на сушу по мягкому песчаному грунту. Но на усовершенствование уже не было времени, — капитуляция Германии положила конец всем разработкам. Никакое подводное "чудо-оружие" не в силах было изменить ход войны: часы истории уже отсчитали время, отведенное для нее — перевернулась последняя страница кровавой драмы человечества.