Главная / 2002 / Оружие и охота №3

Раздумья о некотор положениях Закона Про мисливське господарство та полювання

С момента принятия в 1996 г. Положения, а затем в 2000 г. Закона Украины "Про мисливське господарство та полювання" прошло уже достаточно времени, чтобы произвести объективную оценку положительных и отрицательных сторон указанных документов, а также влияние их на развитие охотничьего хозяйства и охоты в Украине.
Первое – это о роли и влиянии государства на эту отрасль нашего хозяйства. Ведь охота как отрасль экономики до настоящего времени у нас не признана, хотя и может быть более прибыльной, чем существующие некоторые традиционные виды экономической деятельности. Почему-то игнорируется тот факт, что деятельность в охотничьей сфере и областях ей сопутствующих является источником занятости населения, особенно в сельской местности. К большому сожалению, Закон об этом умалчивает.Не решен вопрос об арендных отношениях между собственниками (пользователями) земли и охотничьими организациями. Опыт десяти лет показывает, что сам рынок не может регулировать эти отношения без руководящей и контролирующей роли государства. В таких странах, как Франция, Англия, Канада, ФРГ, Нидерланды и др., имеющих многовековые традиции в области охоты и частную собственность на землю, государство берет на себя право регулирования арендных отношений между собственниками (пользователями) земли и охотничьими организациями путем введения определенных ограничений, разработкой форм договоров и положений. Мелкие собственники земли делегируют свои права муниципальным или государственным органам власти. Плата за аренду тоже регулируется государством. В развитых странах природоохранная деятельность (а охота является ее составной частью) в основном освобождена от налогообложения или пользуется значительными льготами. Плата за арендные угодья должна быть определена и научно обоснована с учетом рационального использования охотничьих животных и птиц, оцениваться в экономических показателях через материальные средства, вложенные охотниками и быть составной частью платы за земельные ресурсы.

Вопросы налогообложения и арендной платы отсутствуют как в Законе "О животном мире", так и в "Земельном кодексе Украины". Создается впечатление, что законодатели не захотели связываться с решением этого вопроса и решили возложить эту неприятную работу на Кабинет Министров Украины – ведь ему придется готовить соответствующие Постановления согласно требованиям раздела VII "Прикінцеві положення" Закона "Про мисливське господарство та полювання". К сожалению, в Законе очень мало внимания уделено общественным охотничьим организациям – пренебрежительно мало. Во всех цивилизованных странах в охотничьем законодательстве (Франция, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Польша, Канада и др.) предусмотрено создание при министерствах, отвечающих за ведение охотничьего хозяйства, совещательных органов, состоящих из представителей государственных природоохранных и природопользующих министерств и ведомств и представителей общественных охотничьих организаций (50х50). Все решения и законодательные акты принимаются только по согласованию с данной организацией. Хотя орган и совещательный, на практике ни разу не случалось, чтобы законодательные или исполнительные органы власти игнорировали его предложения. Кроме того, в охотничьем законодательстве таких стран, как Польша, Франция, Словакия, Финляндия, Нидерланды и др. широко представлены права и обязанности общественных охотничьих организаций и клубов, их роль и ответственность в природоохранной политике, проводимой совместно с государством. Вместе с тем государство субсидирует данные организации за счет доходов от реализации разрешений на охоту и лицензий. Полученные денежные средства направляются на охрану и развитие охотничьих хозяйств обществ и клубов независимо от формы собственности. Службу охраны охотфауны, финансирование и координирование научно-исследовательских программ, в том числе и международных, государство полностью берет на себя. У нас при введении "посвідчення мисливця" и "контрольної картки" подобное тоже предусматривалось, но так и осталось благим пожеланием. К тому же сама организация выдачи этих документов далека от совершенства и слишком централизована. Отсутствует единая в Украине база данных. Сейчас в случае смены места жительства документы приходится оформлять заново и оплачивать всю процедуру.

Кабинету Министров Украины необходимо разработать Положение о порядке использования средств, полученных от реализации лицензий, выдачи "посвідчення мисливця" и "контрольної картки". Необходимо изменить систему выдачи документов – ведь это своеобразный "охотничий" институт прописки.

Немаловажное значение имеет то, кто и когда в руки возьмет охотничье ружье. Практически воспитанием молодого охотника у нас сейчас никто не занимается, а ведь любовь к охоте прививается с раннего детства – вспомним В. Бианки, М. Пришвина, Э.Сетон- Томпсона и др. В среде истинных охотников наставничество существовало всегда, Закон же, введя возрастной ценз в 18 лет, практически убил голубую мечту многих мальчишек на корню, а инструкция МВД о покупке оружия с 21-летнего возраста превращает несовершеннолетнего подростка в потенциального преступника-браконьера, несмотря на присутствие на охоте отца или деда охотников.

А ведь этим могли заняться общества (клубы) охотников, создав секции юниоров, но им не доверяют. Право на охоту с гладкоствольным оружием имеют граждане достигшие 12-летнего возраста в США, и Канаде, 16-летнего возраста во Франции, Англии, Италии, Швейцарии, Норвегии, во всех остальных странах охотиться разрешено с 18 лет.

Несколько слов о сроках охоты. Нет необходимости доказывать значение правильных, биологически обоснованных сроков охоты для рационального использования запасов дичи. Они должны способствовать сохранению поголовья в угодьях и в то же время обеспечивать охотникам полноценное удовлетворение их запросов по всем видам охоты. В Законе рамочно определены и биологически обоснованы сроки охоты по видам дичи. В нем утверждено, что на протяжении охотничьего сезона охота может проводиться в течение недели, во все дни без исключения. Никто не ратует за то, чтобы стрельба в угодьях звучала ежедневно с начала охотничьего сезона до закрытия. Но в определенные периоды ее следует разрешать. Так, на пролетную птицу поздней осенью необходимо разрешать ежедневную охоту в охотхозяйствах – ведь пролет бывает коротким и не согласовывается с субботними и воскресными днями. Необходимо разрешить охоту по куликовым и пастушковым с подружейной собакой на две недели раньше установленного срока в сопровождении егеря. А весеннюю охоту по гусю на путях пролета в охотхозяйствах следует разрешить под строгим контролем егерской службы. В охотхозяйствах вне сезона охоты следует разрешить пользователям охоту по волку и лисе без согласования списков участников с госуполномоченным – достаточно лишь уведомления.

И еще один болезненный вопрос – статус егерской службы и должностных лиц, уполномоченных на охрану охотничьего фонда в охотхозяйствах пользователей. Жизнь давно заставляет, вопреки непонятному противодействию МВД, вооружить егерскую службу короткоствольным и длинноствольным нарезным оружием, приравнять их в законодательном порядке в правах, обязанностях, защите чести и достоинства к сотрудникам государственных организаций в области охраны окружающей среды и охотничьего хозяйства. Пора, наконец, восстановить институт общественных инспекторов, ведь к каждому егерю милиционера не приставишь, а егеря ведь гибнут от рук браконьеров каждый год.

В соответствии с требованиями Закона, рядом министерств и ведомств (Минэкология, Госкомлес и др.) издаются приказы, инструкции, положения, призванные развивать и разъяснять статьи Закона и являются директивными документами для пользователей охотугодий и охотников. Однако и здесь обнаруживаются неувязки и превышения норм Закона (см., например, Приказ Госкомлеса от 27.12.2000 г. № 153).