В статьях 2, 3 определено, что охотничьи животные в состоянии природной свободы относятся к природным ресурсам общегосударственного значения и являются объектом права собственности украинского народа, т.е. и охотников как составной части этого народа. Этот вопрос почему-то игнорируется, особенно в части негосударственных пользователей охотугодий, специальным государственным уполномоченным в области охотхозяйства и охоты (Главохота), который присваивает себе право (превышение норм Закона), абсолютного толкования и решения этих вопросов. Все это требует решения и разъяснения в нормативно-правовых актах в соответствии с принятым Законом.
Необходимо четкое нормативно-правовое определение понятия общественной организации охотников (ст. 11) т.к. Закон "Об общественных организациях" не может однозначно ответить на целый ряд вопросов, связанных с их деятельностью. На почве неоднозначности налоговая инспекция, местные органы самоуправления, банковские структуры рассматривают их как коммерческие организации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Полностью отрицается их природоохранная и природовосстановительная роль, культурно-воспитательная и спортивная стороны их деятельности, трудовая занятость населения.
Совершенно не определены права охотников, не являющихся членами обществ, хотя они декларированы как Положением 1996 г., так и Законом 2000 г. Фактически, эти люди остались "за бортом", т.к. Госкомлесхоз в свои государственные угодья пускает на охоту избирательно, несмотря на то, что по Закону такие охотники являются совладельцами государственного фонда, но зато эти же охотники предъявляют "свои" права на охоту в хозяйствах обществ. Юридический статус общественных охотничьих организаций и лиц, не имеющих закрепленных охотугодий, требует своего правового решения.
Четко не определены (в статьях 21, 22, 23) права пользователей охотугодий (закрепление, аренда, продление и прекращение прав пользования) и их взаимоотношение с собственниками и постоянными пользователями земли. В настоящее время это позволяет как госуполомоченному, так и собственникам земли свободно трактовать действия юридического лица и односторонне прекращать пользование охотугодьями. Все это может привести к злоупотреблениям со стороны заинтересованных лиц. Нормативно-правовые акты должны исключить проведение таких мероприятий в одностороннем порядке. Необходимо предусмотреть, кому будут переданы охотугодья в случае их отчуждения, за кем закреплены, кто новые пользователи, их реальные возможности, какие берут на себя обязательства и не пострадают ли охотники, постоянно проживающие на данной территории. Может быть это необходимо проводить и на конкурсной основе, как делается в ряде стран, но такие мероприятия должны быть подкреплены нормативно-правовыми актами.
Я полагаю, что юристы и охотники-практики по мере прочтения данного Закона найдут еще целый ряд "нестыковок" и представят свои обоснования. Процесс этот болезненный и длительный, но требует своего решения. Мы все заинтересованы, чтобы Закон Украины "Про мисливське господарство та полювання" заработал на полную силу в интересах и на пользу всех охотников Украины как субъектов украинского народа, как собственников и рачительных хозяев охотничьих животных.