В настоящее время такие модели называют эксклюзивными. Некоторые из них, отличавшиеся тонкостью работы и имевшие особую ценность и составляющие предмет исключительной гордости изготовителя, порой дублировались, а дубликаты хранились в заводских музеях, но делалось это не часто и количество таких экземпляров можно пересчитать по пальцам.Большая часть работ по украшению ружей выполнялась мастерами-граверами, но кроме них, в изготовлении особо ценного оружия принимали участие слесари-сборщики высшей квалификации и мастера по изготовлению лож. Деревянные детали оружия украшали витиеватой резьбой, инкрустировали всечкой с использованием драгоценных металлов, перламутра, цветных смол.
Лучшими по качеству и художественной отделке из ружей, выпускавшихся частными фабриками России во второй половине XIX в., были ружья И.Ф. Петрова, работавшего на Ижевском оружейном заводе.
И.Ф.Петров начал заниматься отделкой ружей и изготавливать некоторые детали к ружьям на дому.
Как принято говорить в таких случаях, дело пошло, и впоследствии он развернул производство и стал серьезным предпринимателем. Помимо высочайшего качества, ружья И.Ф. Петрова, изготовленные по индивидуальному заказу, отличались великолепной отделкой и гравировкой.
Для императорского двора на его фабрике создавались подлинные шедевры. Шло время. Менялись поколения. Общественные устои. Гремели войны. Уже во второй половине ХХ в. традиции ижевских ружейных мастеров достойно поддержал народный художник Удмуртии, гравер высшей квалификации Л.М. Васев.
Над моделью ижевского завода ИЖ-54 "Спорт" Л. Васев совместно со сборщиком ружей Л. Пахомовым работал два года. На Всемирной выставке "Экспо-67" в Монреале их детище произвело настоящую сенсацию и получило почетное название "Монреальское".
Вместе с Л. Васевым в школе граверов при Ижевском заводе работал талантливый художник-гравер А. Лекомцев, создавший совместно со слесарем-сборщиком В. Несмеловым прекраснейшие гравировки золотом, серебром. Художником-гравером В. Белобородовым были созданы высочайшие образцы художественной работы по технологии "Мороз", разработанной Л. Васевым, со всечкой золотом рельефной окантовки и фигурок дичи: зайцев, куропаток, фазанов.
Своими рисунками гравер оживляет холодный, бездушный металл… Немаловажное значение при создании ружейных шедевров имеют талант и опыт мастера-сборщика. Он не просто тщательно "доводит" при сборке каждую деталь до совершенства, но и вносит изменения в наружную конфигурацию некоторых узлов в соответствии с замыслом художника-гравера. Например, у ружей с горизонтально расположенными стволами талантливый мастер может предусмотреть специальные фигурные выступы в местах сочленения ствольной коробки с ложей и цевьем, отчего ружье в целом приобретет более изящный, законченный вид.
Именно в результате такого плодотворного сотрудничества художника-гравера и мастера-сборщика появляется настоящее произведение искусства, доставляющее эстетическое наслаждение своему владельцу, и не только на охоте.